21 января, красный день календаря… Не совсем красный, как минимум, черный – траурный. Во всяком случае, в 2024 году, когда исполнилось 100 лет со дня смерти вождя мирового пролетариата. Не слишком много этому событию и его анализу было уделено внимания в федеральных СМИ, тем было интереснее оказаться самому в том памятном месте, где все часы были остановлены на моменте 18:50, когда была констатирована смерть В.И. Ленина, – в усадьбе Горки, принадлежавшей до революции вдове спонсировавшего когда-то большевиков Саввы Морозова.

Накануне, 20 января, был посещен Музей крестьянского быта, размещенный в Горках в бывшем доме Шульгиных. В этом доме Ильич не только вещал крестьянам о внутреннем и, страшно подумать, международном положении, но и сагитировал их самоорганизоваться на электрификацию деревни – последней каплей в колебаниях большинства стала капля керосина из горелки, куда после затухания удалось привнести всего лишь одну ложку горючего, оперативно занятую у соседей.

 

К сожалению, сто лет спустя повсеместной электрификации не слишком сильно сказались на состоянии дорог: до перенесенного в музей-усадьбу «Ленинские горки» кабинета и квартиры В.И. Ленина в Кремле пришлось идти по заснеженной обочине Каширского шоссе, увязая в снегу. Тем веселее было добраться до здания музея, где экскурсии проводят давние работники музея и показывают большую библиотеку Ленина.

 

Завершающим аккордом в программе 20 января оказалось посещение исторической усадьбы, в которой поселили Ленина и родных после его третьего инсульта (с усадьбой он был знаком и ранее, когда восстанавливался после покушения Ф. Каплан). Зинаида Григорьевна, бывшая хозяйка дома, обеспечила не только наполнение усадьбы предметами интерьера и сантехническими удобствами, но и установила телефонную связь с внешним миром. Вероятно, сотрудники музея не случайно вглядывались в окна, втайне надеясь, что в 6 вечера посетителей отдаленного места уже не будет. Но были мы, и экскурсия состоялась. Начальник отдела экскурсионного обслуживания музея-заповедника лично провела захватывающую экскурсию и даже распорядилась напоследок, чтобы сотрудник полиции с поста охраны открыл гараж, в котором хранится единственный в мире роллс-ройс на гусеничном ходу.

В день самого юбилея состоялась экскурсия в Научно-культурном центре «Музей В.И. Ленина» в Ленинских горках. Созданное в виде 11 кубов и одного цилиндра, здание привлекает внимание современных кинематографистов.

Этот музей, открытый в 1987 г., оказался последним созданным музеем Ленина и … первым музеем дополненной реальности в стране. Основные вехи деятельности Ленина начиная с 1917 года не только оказались рассредоточены на стенах и вдоль них (не считая статую сидящего Ленина в центре, с развивающимся позади красным флагом и звучащей декламацией «Ленин жил, Ленин жив, Ленин будет жить»), но и были отражены в мультимедийных отсеках, в которых царили звук, объемные светопроекции и движения воздуха.

Тяжкое время выдвинуло фигуру Ленина на мировую авансцену как «знак чуткости Космоса». Е.И. Рерих так описывала причины выпадающих на долю страны несчастий: «Я недоумевала, почему на долю России выпала такая ужасная карма, ибо если просмотреть историю всех стран, то много больше кровавых преступлений совершалось в других странах, нежели в России. Теперь же мне ясно: именно, когда в других странах уже была допущена свобода совести и исповедания, в России каждое несогласие с узким догматизмом приравнивалось к государственному преступлению. Запрещено было мыслить, и вот это запрещение и насилие над Духом и породило эту страшную карму. Ибо, истинно, нет большего преступления, как против Духа» (3 ноября 1934 г.). «Ведь именно Мысль, этот первоисточник Мироздания, преследовалась в нашей Родине. Разве происшедшая страшная революция не явилась следствием вековых репрессий мысли, которые так тяжко тормозили всякий прогресс? Разве могла бы революция принять те чудовищные формы, в которые она вылилась, если бы мышление не было удушено?» (07 марта 1935 г.).

По счастью, прочь от пути фашизации, который был уготован отравленным Первой мировой войной аграрным капиталистическим державам, Россию увел – и к совершенно не виданным до тех пор на Земле великим горизонтам – Ленин.

В книге Учения Агни-йоги «Община» говорится: «Монолитность мышления бесстрашия создала Ленину ореол слева и справа. Даже в болезни не покинуло его твёрдое мышление. Его сознание, как в пещеру, сосредоточилось, и вместо недовольства и жалоб он удивительно использовал последнее время. И много молчаливой эманации воли посылал он на укрепление дела. Его последние часы были хороши. Даже последний вздох он послал народу. <…> Видя несовершенство России, можно многое принять ради Ленина, ибо не было другого, кто ради общего блага мог бы принять большую тяготу.  <…> Ленин – это действие, но не теория».

В свое время о выдающихся данных Ленина, проявленных им в последний год жизни, академик Е.И. Чазов писал аналогично: «Изумляло другое – обширность поражений мозговой ткани при относительно сохранившихся интеллекте, самокритике и мышлении».

Тема индивидуальности Ленина очень сложна, поэтому можно просто вспомнить и такие слова из «Общины»: «Почтим Ленина со всем пониманием. Явим утверждение Учителя, сохранившего постоянное горение в удаче и в неудаче. Среди чуждых ему сотрудников нёс Ленин пламя неугасимого подвига. Учение не прерывалось ни усталостью, ни огорчениями. Сердце Ленина жило подвигом народа. У него не было страха, и слова боюсь не было в его словаре. Ярко успел он зажечь своим примером свет. Руша, создавал он сознание народа».

Е. Турлей