Искатели, труженики, - поспешите в Рериховскую Карелию!
рериховского движения с 1974 года - Юрия Александровича Горбачёва.
Уважаемые сотрудники нашего большого рериховского дела!
К нам приближается вдохновляющий и, в то же время, испытующий нас срок. Уже достаточно скоро – 9 октября будущего 2024 года – исполнится 150 лет со дня рождения Николая Константиновича Рериха!
Друзья, не упустите это бодрое, по-хорошему напряжённое время, оставшееся нам до осени 2024 года! Пусть объединятся самые бескорыстные, самые устремлённые, самые созидательные! Порадуемся, – нас ждёт действительно большое, очень нужное дело. Оно ждёт нас в Карелии, в окрестности г. Сортавала, где Н.К. Рерих и его семья жили с весны 1917 по осень 1918 года.
Друзья, если Вы действительно неравнодушны к Культуре, к творчеству Николая Константиновича и Елены Ивановны Рерихов, то не проходите мимо, услышьте сердцем мой призыв: помогите, в меру Ваших возможностей, создать в Карелии очень нужный культурный центр. Он откроет простую и прекрасную истину: не среди величественных гималайских вершин, не среди таинственных нагорий Тибета, но здесь среди лесов и озёр Карелии духовные силы Рериха обрели тот свой высший подъём, о котором спустя годы, уже в Гималаях, Рерих вспомнил, как о своём преображении из воина «железного меча» в воина «меча огненного». Короче говоря, речь идёт о помощи в создании культурного центра, посвящённого Карельскому периоду жизни Рериха и его семьи.
Но знает ли, помнит ли об этих замечательных событиях наше рериховедение и наше массовое рериховское движение? Пока что, в большинстве своём, мы, благодаря книгам петрозаводской исследовательницы Е.Г. Сойни, видим в Карельском периоде лишь время, когда Рерих особенно ярко проявил себя, как «певец Севера». Всё это, конечно, имело место быть. Но это только очевидная сторона Карельского периода. Она, пока что, скрывает, маскирует другую – глубинную сторону этого удивительного периода. В этой глубинной рериховской Карелии, пока что скрытой от нас, как заветный Китеж-град, произошло глубокое обновление личности Рериха. В Карелии Рерих, видный деятель русской культуры, академик живописи, переехавший вместе с семьёй в Северное Приладажье из-за хронической болезни лёгких, преображается в исполненного героическим энтузиазмом подвижника духовного возрождения человечества.
Убедительным свидетельством этого превращения становится совершенно новая и по содержанию, и по стилю, исполненная пророческого пафоса, карельская публицистика Рериха.
Путеводной нитью, ведущей к скрытому среди лесов и озёр Карелии рериховскому Китеж-граду, являются, конечно, посвящённые Карельскому периоду главы труда П.Ф. Беликова «Рерих. Опыт духовной биографии». Но для меня главным проводником в сокровенный мир карельского духовного сосредоточения Рериха является сам Николай Константинович, а, точнее, его замечательный очерк «Три меча». По сути дела, это чрезвычайно лаконично изложенная духовная автобиография Рериха. В этом очерке наибольшее внимание Рерих уделяет важнейшему событию своей духовной жизни – своему преображению из воина «железного меча» в воина «огненного меча». И хотя в этом очерке не говорится о Карелии, но ряд упоминаемых в нём деталей позволяет сделать вывод о том, что завершающий, кульминационный момент этого преображения приходится на начало Карельского периода жизни Рериха и его семьи, а точнее, на время их проживания летом 1917 года на берегу Ладожского залива Юхинлахти. О важности происшедшего тогда в Карелии Рерих в своём очерке «Три меча» говорит кратко и весомо: «Огненный меч к новым вратам».
Здесь символом «новых врат» Рерих обозначил открывшуюся ему в Карелии перспективу духовного возрождения человечества. А символом «огненного меча» он отметил свою обретённую в Карелии решимость силами искусства и культуры служить этому возрождению. Таким образом, согласно очерку «Три меча», в Карелии начался исполненный поистине огненного, эволюционного энтузиазма завершающий период жизни Рериха, названный им периодом «огненного меча».
Уже в Карелии энергия «огненного меча» вызвала мощный творческий подъём, на волне которого Рерихом были созданы большая часть стихотворного сборника «Цветы Мории», пьеса-мистерия «Милосердие», повесть «Пламя», живописная серия «Carelia Geroica» – предчувствие его будущей культурной миссии, а также большая серия великолепных карельских пейзажей.
Но в полной мере энергия «огненного меча» проявилась уже после отъезда Рериха из Карелии, когда тысячами светоносных образов предстал перед человечеством одухотворённый космос Рериха, и одна за другой начали склдываться ступени в грядущее – удивительные рериховские проекты, закладывающие краеугольные камни новой цивилизации, основанной на культуре духа. Но стержневой, стратегический смысл этого великого эволюционного созидания был заложен Рерихом уже в Карелии, в очерке «Единство», где он лаконично сформулировал основную задачу, стоящую перед современным человечеством: «Перед нами путь претворения культуры механического, материалистического интеллекта в культуру духа». Решению этой задачи и была посвящена вся последующая жизнь Николая Константиновича. Эту задачу он завещал и нашему рериховскому движению. Таково огромное значение Карельского периода жизни старших Рерихов, которое должен открыть миру создаваемый в Карелии культурный центр.
Теперь я хочу обратиться к тем, кто сердцем готов отозваться на мой призыв. Хочу обрадовать Вас! В Карелии уже сложились необходимые условия для того, чтобы мы общими усилиями успели создать такой центр до наступления заветного юбилейного срока. Открою небольшой секрет – судьба подарила мне восемь лет дружеского, доверительного общения с Павлом Фёдоровичем Беликовым. В ходе наших бесед он не раз упоминал об особой роли Карельского периода Рериха. Поэтому, как только представилась возможность, а это случилось лишь в 2005 году, я убедил четырёх моих друзей-рериховцев начать выезжать в Карелию для создания культурного центра, посвящённого Карельскому периоду. Так возникла творческая группа, известная сегодня, как рериховская общественная организация «Свет Ладоги». Но по-настоящему серьёзная работа по созданию окрестности г. Сортавала, на острове Реиеккалансаари, рериховского культурного центра, посвящённого Карельскому периоду жизни Рериха, стало возможно только благодаря разнообразной помощи и поддержке, которые начиная с 2016 года нам начал оказывать Санкт-Петербургский государственный музей-институт семьи Рерихов, руководимый А.А. Бондаренко. Самое, пожалуй, важное, то, что в сотрудничестве с рериховедами музея-института была разработана экспозиция, нацеленная на раскрытие фундаментального значения Карельского периода в духовном и творческом пути Рериха. Все материалы, как для живописной, так и для документально-хронологической части этой экспозиции, также предоставил нам из своих фондов Санкт-Петербургский государственный музей-институт семьи Рерихов. Сердечное ему за это спасибо!
Но в последние годы непреодолимые жизненные обстоятельства помешали большинству моих сотрудников продолжать начатое нами дело. Сегодня я оказался в роли «последнего из могикан». Что меня заставляет в одиночку продолжать начатое дело? Только понимание того огромного значения Карельского периода в жизни Рериха, о котором писал П.Ф. Беликов. Поэтому, может быть, Ваш сердечный отклик на мой призыв станет той помощью, которая, как известно, приходит в последний момент. Только прошу помнить – помощь нужна не только мне, но, прежде всего, Рериху, делу Рериха. Я верю, что у Рериха и в нашей стране, и за её пределами есть достаточно преданных последователей.
Краткий обзор того, что нам удалось сделать, а также наши планы на будущее Вы сможете найти в приложении № 2.
В заключение скажу – путь рериховского движения к карельскому Китеж-граду был долгим и трудным, но тем радостнее, прекраснее будет наша общая победа. Этой победой мы и встретим замечательный срок 150-летия со дня рождения Николая Константиновича Рериха. Поэтому, искатели, труженики, – поспешите в Рериховскую Карелию!
Искреннее Ваш, Юрий Александрович Горбачёв, участник
рериховского движения с 1974 года
----------------------------
Концепция карельского рериховского
мемориально-культурного центра на о. Риеккалансаари
Очевидно предлагаемая концепция определяется местом карельского рериховского центра в смысловой структуре, созданного самими Рерихами, а также рериховским движением планетарного мемориального пространства, раскрывающего духовный и творческий путь Н.К. Рериха и его семьи.
Мемориально-культурный центр, посвящённый Карельскому периоду, прежде всего, должен освещать внутреннюю связь и творческую преемственность между двумя основными периодами жизненного пути Н.К. Рериха, – российским (петербуржским) и зарубежным.
В глобальной системе рериховских музеев Карельский мемориально-культурный центр может претендовать на роль его смыслового эпицентра, определяющего оптику целостного видения жизненного и творческого пути Рериха. Такая доминирующая роль Карельского центра определяется тем, что созданный Рерихом в Карелии проект духовного возрождения человечества, с одной стороны, являлся результатом синтеза творческих накоплений предшествующего русского периода, а с другой стороны, этот проект стал стратегическим смысловым стержнем всего последующего, зарубежного, периода жизни и творчества Рериха.
Карельский рериховский мемориально-культурный центр может также играть важную роль в раскрытии евразийского вектора устремлений Рериха. Николай Константинович видел Карелию, и в целом Север, с его древней арийской миграцией на юго-восток, как существенный фактор формирования большого евразийского пространства и культурной общности народов Евразии. Рерих видит Карелию в контексте евразийского пространства. Об этом свидетельствует такая деталь: герой повести «Пламя» создаёт серию картин «Айриана Ваэджа». В Карелии Рерих не только вынашивает план своей Центрально-азиатской экспедиции, но и в силу определённых событий получает практическую возможность её осуществления. Евразийские настроения нашли выражение в ряде картин, созданных художником в Карелии.
Но наиболее существенную роль Карельский рериховский мемориальный центр должен играть для освещения восточного вектора устремлений Николая Константиновича и Елены Ивановны Рерихов. Карельский период стал временем формирования осознанного и целенаправленного сотрудничества семьи Рерихов с Учителями Востока в деле духовного возрождения человечества, в формировании планетарной культурной альтернативы «механической цивилизации».
Вот, что Николай Константинович в связи с этим пишет о задачах рериховского культурного центра: «И из разных частей света сходятся странники и говорят между собой на едином языке понимания прекрасного. И мечтают они, чтобы каждая страна имела бы дом для единения всех молящихся и трудящихся в области искусства и знания. И обмен человеческих личностей, обмен всего лучшего в области духа даст будущее подлинное единение. И это единение даст тот новый мир, о котором тоскует каждое ещё живое сердце».
«А чем мы владеем, чтобы победить механическую цивилизацию и возродить грядущую культуру духа? – спрашивает Рерих и отвечает, – У нас имеется могучее заклятие. Имеется могущественная молитва духа – красота и мудрость».
Вот эти основные силы созидания Нового мира мы хотим представить в создаваемом нами центре, а именно, красоту в виде Дома художников с выставочным залом и помещениями для творческих студий, а мудрость – в виде духовно-познавательного комплекса «Кольцо всезнания» (кольцевая галерея, совмещающая библиотеку и выставку картин с летним садом в центре).
В настоящий момент транспортная доступность в г. Сортавала, не только для жителей Москвы и С.-Петербурга, но и всего северо-запада России, открывает хорошие возможности для проведения в будущем центре разного рода летних чтений, семинаров и творческих фестивалей. Тематика этих мероприятий может определяться теми проблемами, которые вставали перед Рерихами в Карелии, – проблемами духовного возрождения и оздоровления современного человечества, вопросами формирования культуры духа и новой эволюционно-ориентированной духовно-экологической цивилизации.
-----------------------
Что нами сделано и что ещё предстоит осуществить
для создания культурного центра, посвящённого
Карельскому периоду жизни семьи Рерихов
В ходе нашей работы нами последовательно решались следующие задачи:
I. Отыскание и, по возможности, культурное обустройство памятных рериховских мест Северного Приладожья.
Что сделано:
1. Найден фундамент «дома купца Баринова» на о. Тулолансаари, где Рерих и его семья провели лето 1918 года. Установлены две мемориальные доски – на месте старой финской пристани и рядом с фундаментом дома Баринова. Расчищена поляна вокруг дома Баринова;
2. В результате водных экспедиций на островах Хонкасало и Каарнесаари найдены места, запечатлённые Рерихом на картинах 1917-1918 годах. На основе этих разысканий, начиная с 1918 г. функционирует экскурсионный маршрут «Ладожские шхеры – творческая мастерская Н.К. Рериха»;
3. Культурно обустроена древняя карельская скальная крепость (XII век н.э.). подобную крепость Николай Константинович изобразил на картине, посвящённой г. Сортавала. Построена лестница, ведущая в крепость, и смотровая площадка на её вершине. Провидится экскурсия в крепость.
Что сделано:
Из шести компактно расположенных земельных участков образована территория будущего центра площадью 1,5 га. Из них четыре участка уже являются собственностью центра, а два других, пока что, находятся в аренде. Для завершения арендных отношений необходимо выплатить государству около 350 тыс. рублей (нужна благотворительная помощь).
При поиске территории для будущего культурного центра мы стремились выбрать место, равноудалённое от остальных объектов экскурсионного посещения – островов Тулолонсаари, Каарнесаари и Хонкасало. Выбрали место, отличающееся особой живописностью – рядом два знаменитых, так называемых, «ландшафтных театра» – скальные массивы Риутавуори и Линнавуори. Последний из них – древняя карельская крепость.
III. Строительство культурного центра.
Что сделано:
1. Был приобретён дом. В доме возможно размещение шести человек. К дому был пристроен выставочный павильон площадью 140 кв. м. для размещения экспозиции, посвящённой духовному и творческому пути Н.К. Рериха. Экспозиция сформирована из копий картин и документальных материалов, предоставленных нам Санкт-Петербургским музеем-институтом семьи Рерихов.
2. Были построены три гостевых домика: два трёхместных и один – двухместный. К сожалению, это пока что весь наш «жилой фонд». Возможно, конечно, размещение в палатках.
3. Близки к завершению ещё три гостевых дома, но пока что нет средств для приобретения оконных стеклопакетов, душевых кабин, бойлеров и биотуалетов (срочно нужна благотворительная помощь).
4. Начато строительство (построен лишь каркас) выставочного зала будущего Дома художников. В нём планируется размещение копий картин ученика Н.К. Рериха, художника-космиста Б.А. Смирнова-Русецкого, работавшего в Северном Приладожье (нужна благотворительная помощь в приобретении строительных материалов).
5. На последнем из арендуемых участков начато строительство дома, необходимого для завершения арендных отношений. Доски для каркаса и стропил уже закуплены.
6. В незавершённом состоянии пока находится и баня. Необходимо сделать утепление стен, а также приобрести печь для парной.
7. Пока мечтаем о строительстве летней столовой и, самое главное, о строительстве библиотечно-выставочного комплекса «Кольцо всезнания». Книги и картины для него уже есть.
Таковы наши строительные успехи и заботы. Их достаточно много, а рук и средств пока что не хватает. Но на другой чаше весов – культурный центр, который, наконец, раскроет самые глубокие и сокровенные стороны духовного мира Н.К. Рериха и мы, вместе с нашими гостями, сможем духовно встать рядом с Николаем Константиновичем в судьбоносный для него момент «обретения Огненного Меча».
Итак, искатели и труженики ждём Вас у нас в рериховской Карелии.
Для этого, Вам необходимо связаться с нами по телефону +7 962 714-86-43 Горбачев Юрий Александрович.