Национальный рериховский комитет выражает Ее Королевскому Высочеству принцессе Траванкора Пуйям Тирунал Гаури Парвати Байи глубочайшую признательность за помощь в вопросе выявления наследия Рерихов в Индии и предоставление изображения не известного российским исследователям портрета Махарани Траванкора кисти Святослава Рериха. Публикация подготовлена к празднованию 117-летия со дня рождения Святослава Николаевича Рериха.

Святослав Рерих и Королевская семья Траванкора

В январе 1940 г. Святослав Рерих, по приглашению Королевской семьи Траванкора[1], совершил длительную, свыше пяти дней, поездку по железной дороге с севера на юг Индии. На вокзале столицы княжества он был гостеприимно встречен, о чем сообщила многочисленная местная пресса, сопроводив репортажи фотографиями.

Имя художника-портретиста Святослава Рериха уже было хорошо известно в Траванкоре. Королевская семья неподдельно интересовалась искусством и поддерживала культуру в княжестве. В 1935 г. правителями княжества была основана Художественная галерея Шри Читралайям, где в дальнейшем для размещения картин Николая Рериха и Святослава Рериха были выделены отдельные комнаты. 1 ноября 1937 и 1939 годов, в день рождения Махараджи Шри Читира Тирунал Баларама Варма, состоялись большие совместные выставки произведений отца и сына Рерихов, после которых собрание Королевской семьи пополнилось несколькими значительными картинами обоих художников.

Приглашение посетить Траванкор в начале 1940 г., поступившее Святославу Рериху от Королевской семьи при содействии доктора Джеймса Казинса, было связано с желанием Махарани Траванкора получить большой парадный портрет махараджи для Дубар-холла дворца.

Работа над портретом продолжалась около трех месяцев. За это время у Святослава Рериха с членами Королевской семьи сложились очень теплые, дружеские отношения[2]. Князья Траванкора старались создать для художника самые благоприятные условия для жизни и работы. Были организованы сеансы позирования, доставлен большой холст, изготовлен подрамник, предоставлены модели для изображения фактуры ткани, даже сооружен специальный подиум для работы с верхней частью портрета.

Но вот над чем бессильны любые человеческие усилия, так это над погодой! «С каждым днем температура растет. <…> Страшно сыро, и небо белое в испарениях»[3], – писал Святослав Рерих. Такая температура серьезно затрудняла работу. «Работать тут трудно, – сообщал он родителям, – ибо очень быстро сохнет краска, прямо на месте на глазах сохнет, даже чисто-белая совершенно суха через 6 часов. Это все берет больше времени»[4]. Более того, живописные произведения наиболее уязвимы в жарком и влажном климате южной Индии и подвергаются разрушительному воздействию.

Подготовительный эскиз к портрету Махараджи Святослав Рерих писал во дворце, штудируя освещение[5]. Результатом этой работы художник остался доволен: «С точки зрения художественной маленький портрет (5 футов[6]) очень будет неплох»[7].

Святослав Рерих. Махараджа Траванкора. Эскиз. 1940. Карнатака Читракала Паришад, Бангалор, Индия

Затем, уже в «Manomohanum»[8] Святослав Рерих приступил к работе над большим (262 х 177 см) портретом. Затруднение состояло в том, что в помещении, где работал Святослав Рерих, не было возможности отойти на достаточное расстояние от картины.

Жаркие месяцы Королевская семья проводила в летнем имении, и, чтобы завершить работу, Святослав Рерих перевез туда большой портрет в марте 1940 г.

Святослав Рерих. Шри Падманабхадаса Шри Читира Тирунал Баларама Варма. 1940. Королевский Дурбар-холл, Тривандрум, Индия

Когда парадный портрет был закончен, Святослав Рерих получил следующий отзыв: «Вы будете рады узнать, что картина г-на Рериха Его Высочества имела большой успех и была повешена сама по себе на стене напротив трона в Дарбар-холле. Это действительно прекрасное произведение искусства»[9].

Святослав Рерих покинул Траванкор самолетом в апреле 1940 г., а в январе 1941 г. вернулся вновь с выставкой произведений Н.К. Рериха и своих новых картин.

Тогда же, в январе 1941 г., началась работа художника над портретом Махарани Траванкора – Амма Махарани Мулам Тирунал Сетху Парвати Байи.

Святослав Рерих. Махарани Траванкора. Эскиз. 1941. Карнатака Читракала Паришад, Бангалор, Индия

Святослав Рерих создал небольшой эскиз, который в настоящее время находится в собрании Карнатака Читракала Паришад в Бангалоре. Исполненный по этому эскизу большой парадный портрет не был известен исследователям наследия Рерихов, и настоящая публикация его является первой в России.

Святослав Рерих. Шри Падманабхасевини Махарани Мулам Тирунал Сетху Парвати Байи. 1941.  Коллекция королевского дома Траванкора, Индия

Ее Королевское Высочество принцесса Траванкора Пуйям Тирунал Гаури Парвати Байи любезно предоставила видеозапись своего рассказа о Королевской семье Траванкора и о портрете своей бабушки. Упоминание в конце рассказа о "портрете монахини" относится к картине Н.К. Рериха "Пламень герою", которой будет посвящена отдельная публикация.

Ольга Цветкова

 

[1] Траванкор – историческая область, а во времена британского правления княжество, располагавшееся на юго-западе полуострова Индостан. Оно носило свое название до территориальной реформы 1956 г., когда вошло в состав современного штата Керала. Тривандрам (Тривандрум), переименованный в Тируванантапурам, стал столицей нового штата.

[2] Рерих С.Н. Письма. В 2 т. Т. 1. – М., 2004. – С. 228

[3] Там же.

[4] Там же. С. 230.

[5] «У меня теперь есть маленький sketch головы моего пациента. Для большой картины в фас. При вечернем свете. Это прекрасный sketch с точки зрения искусства и сходства, но, конечно, это только на любителя, так как я в нем штудировал освещение» (Рерих С.Н. Письма. В 2 т. Т. 1. – М., 2004. – С. 239).

[6] 5 футов = 152,4 см.

[7] Рерих С.Н. Письма. В 2 т. Т. 1. – М., 2004. – С. 229.

[8] В распоряжение Святославу Рериху было предоставлено отдельное здание – «Manomohanum», бывший дворец дочери раджи.

[9] Письмо Дж. Казинса С.Н. Рериху от 20.04.1940 г. // DD-319, p. 16