Министру культуры РФ
В. Р. Мединскому
Уважаемый Владимир Ростиславович,
из открытой печати узнали об обращении к Вам министра культуры Республики Крым В. В. Новосельской, где сказано: «Озабоченность министерства вызывает активная деятельность крымских рериховских обществ по пропаганде «Агни-Йоги». Активно проводятся лекции деструктивного псевдохристианского содержания на базе государственных учреждений культуры, которые деформируют представление детей о добре и зле, нормах поведения в обществе, искажают понимание методов научного познания окружающего мира».
Столь серьёзные обвинения представителя государства из сферы культуры в адрес общественников становятся возможны лишь в условиях предвзятости и при отсутствии или недостаточной проработке чиновником нормативно-правовой базы, охватывающей духовно-нравственную деятельность в детской и юношеской среде, не говоря уже о непонимании сути и значимости Рериховского наследия и, в частности, Учения Живой Этики. К сожалению, до сих пор не редки случаи типичной реакции местных властей на такую деятельность – наклеить "ярлык" и запретить. Именно в силу типичности ситуации мы не могли остаться в стороне и сформулировали ряд вопросов, вызванных данным обращением, на которые просим Вас обратить внимание. А также выходим с предложением, способным, на наш взгляд, создать условия для решения назревшей проблемы.
- Прежде всего, возникает вопрос о критериях для определения «деструктивности» лекций, проводимых рериховскими обществами? Чем доказывается объективность этих критериев?
В обращении выражена озабоченность тем, что лекции «псевдохристианского», по мнению В. В. Новосельской, содержания проводятся на базе государственных учреждений культуры. Следует ли понимать это в том смысле, что если бы лекции были христианского, по её мнению, содержания, то их можно было бы проводить в государственных учреждениях культуры? И, если это так, то на каком юридическом и нравственном основании министр культуры Республики Крым решает вопрос государственного предпочтения той или иной нравственно-идеологической мировоззренческой системы?
- Министр культуры Республики Крым озабочена тем, что методология лекций основана на софистических, по её мнению, приёмах (софистика есть нарушение законов логики). Она считает, что «приверженцы «Агни Йоги» и ему подобных оккультных учений» манипулируют сознанием детей. В связи с этими утверждениями возникает ряд вопросов.
- Какие конкретно законы логики нарушены в лекциях и беседах, проводимых в Крыму, и в чём именно содержится «манипуляция сознанием»?
- На каком основании министр культуры Республики Крым называет Агни Йогу оккультным учением? Слово «оккультный» означает «тайный». Философское наследие Рерихов уже более четверти века находится в свободном доступе и никакой тайны не представляет. По нему защищены научные диссертации, которые доступны для изучения всем, кто готов непредвзято разобраться в волнующих его вопросах.
- К каким именно «ему подобным оккультным учениям» министр культуры Республики Крым приравнивает Агни Йогу? Какими критериями она при этом пользуется?
Данные вопросы привели нас к следующим соображениям.
- Мы полностью согласны с министром культуры Республики Крым в том, что неокрепшее детское сознание нуждается в заботе взрослых и тщательной проверке качества предоставляемой детям информации. Но серьёзную озабоченность вызывают именно критерии, на основании которых госпожа Новосельская собирается судить о правомочности тех или иных лекций и бесед, обращённых к детям.
- Сам тон обращения министра культуры Республики Крым свидетельствует о её личном предвзятом и негативном отношении к Учению Живой Этики, противопоставляемому ею христианскому вероучению. Считаем, что работник культуры, да ещё такого ранга, не вправе решать вопросы, связанные с его профессиональной компетенцией, на основе личных мировоззренческих предпочтений. Это недопустимо не только с точки зрения профессиональной, но и с позиций необходимости просвещённого единения всех сил, нацеленных на преодоление общественных расколов и межнациональной, межконфессиональной и иной розни, на основе единства общечеловеческой духовной культуры, о чём не уставал говорить Н. К. Рерих – великий сын России, истинный патриот своей Родины и человек Мира.
- Мы, люди, много лет изучающие творчество семьи Рерихов, свидетельствуем о том, что Живая Этика указывает путь развития духовной культуры, не только не отвергая при этом ни одного из прежних духовных учений в истории человечества, в том числе и христианского, но и как раз выявляя пути нахождения общих основ всех традиционных духовных учений. Именно православная вера во Христа в течение тысячи лет помогала становлению тех качеств характера русского народа, на необходимость развития которых для любого человека вне национальности и вероисповедания указывает Живая Этика. И никто другой как Рерихи утверждали эту особую роль нашей страны, ее исторического опыта для решения общемировых проблем на основе ненасилия, сохранения основ культуры и мира.
- Современники называли Н. К. Рериха Апостолом Культуры и Водителем Культуры за его вклад, поистине планетарного масштаба, в дело охраны культурного достояния всего человечества. Именно у Рериха стоит поучиться бережному отношению к верованиям и мировоззренческим представлениям разных народов. Он искал в них не то, что сеет рознь, но то, что объединяет людей в стремлении к Красоте, братской Любви и совершенствованию. Считать деструктивным Учение, пришедшее в мир через всемирно признанного защитника Культуры, по меньшей мере, не этично.
- В то же время исторический и просто жизненный опыт показывает, что нельзя ставить знак равенства между первоисточником и тем, как понимают его последователи. Поэтому вполне можно допустить, что и последователи творчества Н.К.Рериха вольно или невольно могут искажать его идеи. Так приведённая цитата о российской власти точно не содержится ни в одном труде Н.К. Рериха, но невозможно гарантировать, что её нет у какого-либо автора многочисленной, так называемой, сопутствующей литературы. И это возвращает нас к вопросу о критериях оценки активной деятельности в детских аудиториях и настоящих причинах и каналах распространения деструктивных идей в среде подрастающего поколения. Что конкретно сделала министр культуры Крыма, чтобы ограничить на полуострове число недопустимой по содержанию телевизионной, видео и интернет продукции, содержащей сцены насилия, разврата, пошлости и вульгарности? Не стоит ли г-же Новосельской, вместо громких публичных заявлений, подумать об использовании добровольных усилий рериховских общественных организаций Крыма в сочетании с усилиями и многолетним опытом профильных государственных учреждений России, давно и планомерно занимающихся сохранением и актуализацией Рериховского наследия?
НАШИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
База для создания объективных критериев уже существует. Это Указ Президента РФ от 24.12.2014 №808 «Об утверждении Основ государственной культурной политики». В данном документе ставится задача на основе закреплённых в нём целей и принципов разработать и реализовать ресурсное обеспечение государственной культурной политики. В частности сказано: «…организация методического и информационного обеспечения реализации государственной культурной политики; обеспечение участия в реализации государственной культурной политики … общественных организаций и общественных культурных институций».
Считаем, что крымский инцидент, в той мере, в которой он не является надуманным измышлением, может послужить хорошим импульсом для разработки объективных критериев деятельности духовно-нравственного содержания в детских аудиториях. Духу «Основ государственной культурной политики» соответствовало бы привлечение к разработке таких критериев авторитетных представителей основных конфессий и крупных духовных течений на территории РФ. Рериховское движение России в этом сотрудничестве могут представлять члены Национального Рериховского Комитета при Общественной палате РФ, Государственного музея Востока, Санкт-Петербургского государственного музея-института семьи Рерихов и других государственных и иных организаций, чей авторитет подкреплён долгими годами плодотворной деятельности в сфере Духовной Культуры.
Сотрудничество в конкретном деле представителей государства, разных конфессий и общественных организаций помогло бы укреплению дружелюбия и взаимопонимания между людьми. Так, сохраняя самобытность каждого пути, можно делать шаги к укреплению единства народа в целом.
Сотрудники Алтайской краевой общественной организации «Рериховское общество «Беловодье»,
г. Бийск Алтайского края
Саполева Светлана Юрьевна, Чистова Марина Валерьевна
24.07.2016 г.