26 сентября 2015 года в Общественной палате Российской Федерации состоялся круглый стол по вопросам сохранения и актуализации наследия Рерихов. Он предназначался в первую очередь для ученых – исследователей в сфере рериховедения, которые могли бы выработать взвешенный, научно обоснованный подход к вопросам развития этой дисциплины и ее базы – стратегически важного для страны и мира наследия великой семьи. Организаторы круглого стола пытались следовать срединным путем между крайними позициями Министерства культуры и нынешнего руководства Международного центра Рерихов – фокуса рериховского движения и владельца самой значимой части наследия. Под усилившимся давлением Минкультуры, МЦР и поддерживающих его многих рериховских организаций, приславших, в основном, весьма однообразные заявки на участие, буквально накануне круглого стола было решено пригласить их дополнительных представителей на физически ограниченное по вместимости мероприятие. Сам МЦР был представлен действующим на тот момент Президентом А.П. Лосюковым и руководителем Крымского отделения МЦР Л.В. Кудряшовой, также присутствовали еще несколько сотрудников МЦР и их ближайших единомышленников из разных рериховских обществ. К слову сказать, предоставленной возможностью выступить еще двое членов Правления и одновременно сотрудников МЦР из числа его руководства решили не воспользоваться, предпочтя обвинить организаторов в предвзятости. Однако в итоге участвовали представители из многих пластов рериховской общественности.
Минкультуры направило в ОП РФ представительный список на участие сторонников своей позиции, мнение которых расходится со взглядами на разрешение кризиса у поддерживающих нынешнее руководство МЦР.
У других ведомств, имеющих позицию, отличную от таковой у Минкультуры, пока не было весомых оснований формально вмешиваться туда, где все искусственно ограничивалось линией противостояния МЦР – Минкультуры.
Общественная палата, в лице Первого заместителя Председателя Комиссии по культуре М.Ю. Лермонтова, строго руководствуясь законом, достойным образом поддерживала баланс сил, следуя первоначальному замыслу проведения Круглого стола.
Взбудоражившее многих рериховцев выступление советника министра культуры К.Е. Рыбака выражало мнение Минкультуры и не было согласовано заранее с позицией организаторов круглого стола. Публикации Минкультуры, появившиеся сразу после проведения Круглого стола, акцентировали внимание только на его выступлении, хотя прозвучали и другие предложения. Большинство участников поддержало предложение включить в рекомендации круглого стола создание Национального рериховского комитета (или возможно назвать: "Национальный комитет по сохранению, изучению и актуализации наследия Рерихов"). Поэтому появившиеся во многих последующих публикациях суждения о том, что якобы участники круглого стола действовали по указке Минкультуры и преследовали цель поставить наследие Рерихов, находящееся в МЦР, под управление государством, не имеет под собой реальных оснований. Тем не менее сотрудничать с государством необходимо.
Основной обсуждаемый вариант выхода из кризиса, поддержанный большинством участников, опирался на проект А.П. Лосюкова о целесообразности реализации общественно-государственного партнерства при участии МЦР, МИДа, Академии художеств, ОП РФ, Правительства Москвы, Минкультуры, возможно, Администрации Президента РФ, РАЕН, Международной лиги защиты культуры, Российского географического общества, Российского исторического общества, фонда «Русский мир» и других заинтересованных авторитетных организаций и лиц. Причем акцент делался на том, что управление наследием должно быть общественным, для чего нужно создать специальный Общественный Совет из достойных, опытных, компетентных и честных людей (исследователей творчества Рерихов, музейщиков, ученых, представителей других сфер культуры с привлечением небольшого количества представителей государственных органов), большинство из которых преданы заветам Рерихов и придерживаются положений и принципов Учения Живой Этики. Такая позиция, обоснованная в дорабатываемом Проекте А.П. Лосюкова, также нашла поддержку в ряде поступивших обращений и приветствий к участникам круглого стола, например, от бывшего Министра культуры, посла РФ в Ватикане А.А. Авдеева, посла РФ в Индии, пожизненного члена и вице-президента ММТР в Кулу А.М. Кадакина, члена Правления МЦР, академика РАО, почетного президента Международного центра гуманной педагогики, лауреата премии Правительства РФ Ш.А. Амонашвили и др. Сторонники этой позиции понимают, что настал исторически важный период, когда великое и уникальное духовное наследие семьи Рерихов должно начать более полноценно, действенно и эффективно служить становлению Новой России и Нового Мира.
Участники круглого стола отнюдь не сошлись на кощунственной мысли разрушить Центр-Музей имени Н.К. Рериха, лучшие достижения МЦР, осуществленные благодаря героической деятельности Л.В. Шапошниковой и самоотверженной работе достойных творческих сотрудников. Их обязательно нужно сохранить, как и самих сотрудников.
7 октября 2015 г. состоится внеочередная отчетно-перевыборная Конференция МЦР, но его фактическое руководство (а после ухода из жизни 24 августа 2015 г. Первого вице-президента Л.В. Шапошниковой это Вице-президент А.В. Стеценко и Правление МЦР) крайне отрицательно отнеслось к предложению Президента МЦР А.П. Лосюкова решать проблемы МЦР путем организации общественно-государственного партнерства на базе МЦР (в результате чего А.П. Лосюков сложил с себя обязанности Президента 28 сентября 2015 г.) и предлагать серьезные стратегические изменения в дальнейшей  деятельности МЦР, по-видимому, не собирается.
Ввиду замалчиваемой руководством МЦР предбанкротной ситуации и его полной управленческой некомпетентности, приведшей, в том числе, к почти полной утрате легальной возможности отстоять права на наследие, над организацией нависла угроза реального исчезновения в том виде, как она есть сейчас. Многочисленная часть рериховской общественности ориентируется на позицию нынешнего руководства МЦР, выражая обеспокоенность дальнейшей судьбой Музея имени Н.К. Рериха в его нынешнем статусе – как Музея, входящего в структуру общественной организации, не являющегося юридическим лицом и не имеющего обособленного имущества (Устав МЦР, п. 6.2.). Другая, не менее весомая часть рериховского движения в интересах гарантированного сохранения наследия семьи Рерихов считает необходимым создание новых форм тесного сотрудничества с государством, что подразумевает регистрацию  наследия, переданного С.Н. Рерихом в МЦР, в государственной части Музейного фонда РФ (менее реальный, но для многих более предпочтительный вариант – регистрация еще незарегистрированной части фондов в негосударственной части Музейного фонда РФ), восстановление его целостности путем передачи наследия из ГМВ и МЦР под управление вновь созданной общественной организации с паритетным участием общественности и государственных ведомств (по типу РГО, РВИО и др.). И та, и другая части рериховского движения требуют при этом гарантий сохранения общественного контроля над управлением наследием с целью обеспечения дальнейшей просветительской деятельности по углубленному изучению, популяризации и включению в разные сферы жизнедеятельности мировоззренческой, философской, научной и художественной органичных составляющих творческого наследия семьи Рерихов. Особое внимание следовало бы уделить объединению обеих частей наследия и их размещению в едином крупном Музее семьи Рерихов (это желательно сделать на базе ныне существующего в рамках МЦР Музея им. Н.К. Рериха). Рериховская общественность с особой чувствительностью относится к сохранению общественного характера Музея, который мог бы существовать в рамках новой организации как ее основная интегральная часть. Причем заветы С.Н. Рериха, его родителей и старшего брата, их мысли о перспективах возвращаемого на Родину наследия могут быть еще более качественно воплощены в деятельности "живого Центра", каким "прежде всего" его видел С.Н. Рерих, передавая наследие.
Мы уверены, что жизнь внесет свои коррективы в расходящиеся позиции сторон, мудрость и взвешенная оценка сложившейся критической ситуации, реализация наиболее целесообразных спасительных путей восторжествуют, произойдут эволюционно неминуемые одухотворенные изменения и очищения в МЦР, в рериховском движении и во всем нашем Отечестве, нагнетаемая искусственно враждебность перейдет к плодотворному сотрудничеству, от которого только выиграет большинство истинно преданных делу Рерихов и Учению Живой Этики бескорыстных и самоотверженных людей и существенно обогатится и преобразится культурная жизнь России и мира.