В связи с многочисленными обращениями с просьбой обнародовать текст предложенного бывшим Президентом МЦР А.П. Лосюковым проекта создания новой рериховской организации помещаем текст данного проекта, представленного им на заседании Правления МЦР, состоявшегося 3 сентября 2015 г.
Текст проекта был распространен А.П. Лосюковым с сопроводительным письмом (прилагается), которое разъясняло его позицию и мотивы, заставившие его предложить данный проект.
Уважаемые члены Правления! Коллеги!
Прежде чем встретиться на Правлении, хотел бы ознакомить Вас с предлагаемым мною ниже проектом выхода из глубокого кризиса, в котором оказался МЦР. Убежден, что во многом этот кризис "рукотворный" и является результатом линии, проводившейся руководством МЦР не один год. В итоге МЦР оказался в глубоком финансовом тупике – по существу банкротом, а бесконечный поиск новых врагов по существу прикрывает неспособность оказавшихся сейчас "у власти" деятелей спасти ситуацию. На этом фоне продолжение бесконечных сражений с государством абсолютно бесперспективно и ведет к полному краху МЦР и потере Наследия.
При жизни Людмилы Васильевны МЦР держался на ее авторитете. С ее уходом руководство организацией заняли люди, которые, на мой взгляд, не могут возглавлять такого рода организацию ни по их авторитету, ни по их культурно-образовательному уровню. Продолжать работу с ними в отсутствие Людмилы Васильевны не считаю для себя возможным.
Не считаю в то же время правильным для себя покинуть МЦР, не предложив варианта спасения Организации. Не стану утверждать, что это – единственно возможный способ. Однако, возможностей у нас немного. Убежден, что выход надо искать на пути сотрудничества с государством и получения от него возможной поддержки. После многих лет "войны" это будет непростым делом.
Предлагаемый Вашему вниманию проект является лишь первой "прикидкой" выхода из кризиса, который в самых общих чертах был проговорен мною с Минкультуры с согласия Людмилы Васильевны. Она охарактеризовала этот план как "интересный". К сожалению, в силу известных обстоятельств мне не удалось продолжить с ней это обсуждение. Именно на продолжение такого пока не обязывающего МЦР ни к чему обсуждения я и прошу полномочий у Правления, не более того. И даже это мое намерение встречает отчаянное, я бы сказал, злобное сопротивление у известных деятелей. А что предлагается ими вместо этого? Ничего, кроме патетической демагогии.
Очень рассчитываю на наш конструктивный разговор на Заседании Правления в четверг. Ведь вопрос стоит не только о том, быть или не быть МЦР, но гораздо шире: что будет с Наследием великой семьи? И решать это должны не два-три деятеля из МЦР, и даже не весь МЦР в целом, а вся российская просвещенная общественность, которой Рерихи и предназначали свой дар.
С уважением и надеждой на нашу коллективную мудрость.
А.П. Лосюков
Проект (базовый документ для переговоров с российскими ведомствами – МИД, Минкультуры, Правительством Москвы и другими потенциальными соучредителями)
О создании при поддержке государства Российской общественной организации
по сохранению и изучению Наследия семьи Рерихов
1. ОБОСНОВАНИЕ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ СОЗДАНИЯ НОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
(рабочий вариант названия – «Российская общественная организация “НАСЛЕДИЕ РЕРИХОВ”»)
Уже более двадцати лет продолжаются споры вокруг наследия Николая Константиновича Рериха и его семьи. Эта тема была предметом многочисленных общественных дискуссий, судебных разбирательств, рассмотрений на высоком государственном уровне.
Наследие состоит из значительного числа художественных произведений, принадлежащих кисти собственно Николая Рериха, его младшего сына Святослава Рериха, а также объемного семейного архива Рерихов. Н.К. Рерих и его жена Е.И. Рерих широко известны в мире как яркие представители философского направления «русского космизма». В результате их творческого сотрудничества с Великими Учителями Востока было дано миру Учение Живой Этики.
Наследие передавалось в Россию в сложное турбулентное время перехода от СССР к существующей ныне социально-политической системе и в силу сложившихся обстоятельств оказалось разделенным на две половины. Одна из них находится сейчас в московском Государственном музее искусства народов Востока (Музее Востока), другая – в российской общественной организации Международный центр Рерихов (МЦР), созданной по инициативе С.Н. Рериха в условиях распада СССР и фактического прекращения деятельности Советского фонда Рерихов (СФР), которому изначально предназначалось наследие. МЦР расположился в Москве в исторической усадьбе Лопухиных, выбранной при создании СФР С.Н. Рерихом по предложению правительства СССР для размещения Музея им. Н.К. Рериха и архива семьи.
Обе половины разделенного ныне наследия зарегистрированы в Музейном фонде РФ, одна (хранящаяся в Музее Востока) – в его государственной части, другая (находящаяся в пользовании МЦР) – в числе негосударственных коллекций.
В условиях распада СССР, нестабильности и сложного процесса формирования нового российского государства С.Н. Рерих выразил пожелание, чтобы передаваемые семейные ценности и архивы управлялись созданной им общественной организацией (МЦР) и были открыты для доступа и изучения широкой российской и мировой общественности в соответствии с посмертной волей его родителей. Было составлено заверенное индийским нотариусом завещание С.Н. Рериха о передаче наследия МЦР после его смерти. Однако, завещание не было подписано двумя свидетелями, как того требует индийское законодательство, что послужило впоследствии основанием для признания завещания недействительным Верховным судом РФ. Последний постановил, что МЦР не может считаться наследником С.Н. Рериха и, соответственно, не имеет права на владение той частью наследия, которая хранится в МЦР. На этом основании Министерство культуры РФ уже неоднократно в последние месяцы обращалось в МЦР с требованием передать ему упомянутую часть коллекции.
Философские взгляды Рерихов и, особенно, концепция движения к «миру через культуру» Н.К. Рериха, до сих пор не утратили своего фундаментального значения, вызывают живой интерес в России и мире. Они разделяются и пользуются значительной поддержкой в общественных кругах многих стран, о чем свидетельствует существование широкой сети общественных рериховских организаций в России и за рубежом.
Широко было отмечено в апреле этого года 80-летие Пакта Рериха, поддерживаемого ЮНЕСКО первого в истории международного договора о защите культурных ценностей и учреждений культуры в ходе вооруженных конфликтов и в мирное время. Пакт Рериха, подготовленный Николаем Рерихом, фактически заложил основу всей существующей ныне международной системы охраны мирового культурного наследия.
Рериховская концепция «Мир через культуру» нацелена на предотвращение войн и вооруженных конфликтов, прежде всего путем повышения уровня культуры населения планеты, а также на мобилизацию мировой общественности на сохранение материального и духовного культурного наследия человечества. Выдвинутая выдающимся российским общественным деятелем, ученым, философом и художником Н.К. Рерихом, она стала стержнем организованной лично им в первой половине прошлого века широкой международной кампании, поддержанной многими выдающимися деятелями науки и культуры, государственными, политическими и религиозными лидерами, которая и привела к подписанию упомянутого Пакта. Для практической реализации этих идей Н.К. Рерих мечтал создать международную общественную организацию подобную Красному Кресту – своего рода «Красный Крест Культуры».
Вторая мировая война помешала реализации в полном объеме планов Н.К. Рериха, однако, выдвинутые им идеи и принципы защиты культурного наследия человечества и движения «к миру через культуру» остаются актуальными и поныне.
Концепция «Мир через культуру», подразумевающая сплочение мировой общественности в деле поддержки Культуры в широком и глубинном понимании этого слова и использовании потенциала этого общественного движения в интересах сохранения и упрочения мира и взаимопонимания между народами, представляет собой прекрасную основу для продолжения этой работы в современных условиях. Более того, она способна стать сегодня катализатором сплочения мировой общественности, видных представителей политики, культуры и науки, различных религий и философских течений в интересах снижения политической напряженности в мире и предотвращения конфликтов, разрушающих мировую культурную среду. Потребность в таком объединении явно ощущается как в мире в целом, так и на фоне проблем, нарастающих в конкретных странах, включая Россию.
Активная поддержка данной концепции, авторство которой принадлежит известному и уважаемому в мире представителю российской культуры, заботливое и деликатное отношение к его наследию были бы хорошо встречены и поняты в мире. Россия может еще раз продемонстрировать историческую преемственность в вопросах поддержки культуры и мира, что, несомненно, серьезно поддержало бы усилия российской внешней политики. Позитивный отклик нашла бы такая поддержка среди проживающих за рубежом соотечественников.
Потребность в повышении культурного уровня населения планеты, независимо от его конфессиональных, политических, мировоззренческих и других различий очевидна в сегодняшнем мире и ощущается исключительно остро, в том числе и в России. Абсолютно базовое понятие Культуры подразумевает культуру терпимости, взаимопонимания и мирного общения между различными группами населения, переход от бесконечного и бесплодного выяснения отношений к плодотворному и конструктивному диалогу в интересах общественного благополучия. Идея движения к миру и гармонии в обществе через всеобъемлющее понятие Культуры, выдвинутая Н.К. Рерихом – выдающимся деятелем русской культуры и науки, никогда не принадлежавшим ни к какому политическому лагерю и в силу своих научных интересов с уважением относившимся к различным национальным группам и конфессиям, – вполне может стать объединительной базой для многих разнородных сегментов российского общества.
Исходя из вышеизложенного и следуя принципам, провозглашенным Н.К. Рерихом, следовало бы приложить усилия для прекращения будоражащего российскую и иностранную общественность конфликта по поводу наследия Рерихов. При этом следует, как представляется, подойти к выполнению завещания С.Н. Рериха с широким пониманием тех базовых принципов и пожеланий, которыми руководствовался завещатель, передававший наследие в Россию в конкретных исторических условиях нашей страны. Они заключались, прежде всего, в следующем:
- наследие должно быть как единое целое доступно российской и зарубежной общественности для его изучения и распространения;
- наследие должно находиться в России в месте, выбранном наследодателем, и содержаться в сохранности и безопасности.
Переговоры о передаче наследия и создания Советского фонда Рерихов С.Н. Рерих вел с высокими представителями государственной власти СССР. В связи с прекращением существования СССР возникла ситуация, в которой С.Н. Рерих счел более приемлемым поручить заботу о наследии общественной организации в лице МЦР, правопреемство которой по отношению к СФР российским судом не признается. Нынешний конфликт по поводу наследия, как уже отмечено выше, проистекает еще и из того факта, что передача части наследия российской общественной организации в лице МЦР не была должным образом оформлена С.Н. Рерихом в соответствии с индийским законодательством. Продолжающиеся споры и судебные разбирательства вокруг наследия создают нездоровую обстановку конфронтации между МЦР и частью рериховской общественности, поддерживающей эту организацию, с одной стороны, и российским государством, с другой. Понятно, что противостояние такого формата абсолютно неприемлемо и контрпродуктивно для сохранения и изучения наследия. Оно блокирует реализацию мощного потенциала защиты культуры и мира, заложенного в наследии Рерихов. Этому конфликту должен быть положен конец путем прекращения конфронтации и выхода на компромиссное решение, учитывающее, прежде всего, вышеупомянутые базовые пожелания, выдвинутые С.Н. Рерихом при передаче наследия.
В этих целях предлагается создать при поддержке государства новую общественную организацию на базе существующего ныне при МЦР общественного музея им. Н.К.Рериха, собрав в нем обе половины наследия (конкретно, в избранном для этого С.Н. Рерихом комплексе, занимаемом ныне МЦР по адресу Москва, Малый Знаменский переулок, 3/5).
Коллекция предполагаемого музея включала бы в себя в качестве основы художественные произведения Н.К. Рериха и С.Н. Рериха, а также архив семьи Рерихов, находящиеся сейчас в МЦР, а также часть наследия, хранящуюся в Музее Востока. Вся коллекция, переданная в Россию С.Н. Рерихом, регистрировалась бы в государственной части Музейного фонда РФ (таково на данный момент требование Министерства культуры, насколько абсолютным оно является, может проявиться в процессе переговоров, если они будут проводиться). Часть экспонатов и архива, приобретенные для МЦР частными донорами, была бы зарегистрирована в негосударственной части Музейного фонда и включалась в экспозицию музея по особой договоренности с МЦР. Ответственность за сохранность основной части коллекции, таким образом, несло бы государство, которое (в случае регистрации всей переданной С.Н. Рерихом коллекции, включая архив семьи, в государственной части Музейного фонда РФ) предоставило бы ее для бессрочного пользования и экспонирования новой организации и ее музею. МЦР был бы в числе учредителей новой организации, а те из его сотрудников, кто пожелал бы, могли бы составить костяк сотрудников этой организации.
Финансирование объединенного Музея осуществлялось бы частично за счет бюджета РФ, частично за счет спонсорских вложений.
Научная работа по изучению идей Рерихов и архивных материалов велась бы частично за счет госбюджета, частично за счет средств общественности. Таким образом, реализовывалась бы форма общественно-государственного партнерства.
2. БАЗОВЫЕ ПРИНЦИПЫ СОЗДАНИЯ
Российской общественной организации “НАСЛЕДИЕ РЕРИХОВ”
В основу создания должны быть положены следующие принципы:
1. Принцип выполнения воли Святослава Николаевича Рериха, изложенной им в ряде документов при передаче наследия в СССР.
Речь идёт о создании при поддержке государства общественной организации, близкой по своим подходам к Советскому фонду Рерихов, т.е. о создании Указом Президента РФ структуры, учредителями и гарантами которой выступали бы государственные организации (МИД, Минкультуры, Правительство Москвы и другие, а также общественные организации и физические лица, включая МЦР). РОНР финансируется из госбюджета и располагается, в основном, в усадьбе Лопухиных, выбранной С.Н. Рерихом в качестве места расположения музея им. Н.К. Рериха. Там собираются обе части наследия Рерихов, переданные С.Н. Рерихом, а именно: часть, находящаяся ныне в Государственном музее искусства народов Востока, и часть, размещенная сейчас в МЦР. Организация получает возможные преференции по налогообложению и аренде помещения. Прекращаются как неактуальные все судебные разбирательства, связанные на настоящий момент с деятельностью МЦР.
Имея в виду высказанное С.Н. Рерихом при передаче наследия пожелание относительно обеспечения безопасности переданных предметов искусства и документов, все такие предметы и документы регистрируются в государственной части Музейного Фонда РФ (если переговоры не приведут к другому соглашению). Государство, в свою очередь, письменно гарантирует сохранность наследия, открытость доступа общественности ко всем материалам коллекции и невмешательство в научно-исследовательскую деятельность организации и действующего в ее рамках Музея.
2. Принцип духовной преемственности философского наследия Рерихов обеспечивается сохранением духовного потенциала идей Рерихов, наработанного за годы плодотворной деятельности МЦР под руководством Л.В. Шапошниковой, а также усилиями других многочисленных рериховских организаций в России и за ее пределами.
С учетом заслуг Л.В. Шапошниковой она посмертно становится Почетным Президентом РОНР. Решаются вопросы об увековечивании ее памяти и содействии публикации и изучению её трудов. В целях сохранения традиций преемственности в новой организации создается специальный совещательный орган – Совет хранителей наследия Рерихов, в который вошли бы наиболее авторитетные и опытные люди, связавшие свою жизнь с изучением наследия семьи Рерихов. Новая организация обеспечит продолжение и завершение начатых МЦР проектов, направленных на развитие идей космизма, публикацию книг о жизни и философском наследии Рерихов, создание справочника по наследию Рерихов и др.
3. Принцип общественно-государственного партнёрства. Реализуется как на этапе создания организации, разработки её структуры, так и в ходе дальнейшей ее работы. Он заключается в создании сбалансированного симбиоза интересов общественности, науки и государственной власти, который позволял бы сохранять физическую и духовную составляющие наследия, поддерживать и использовать в интересах России и мира его творческий потенциал.
4. Принцип объединения сил и интересов многочисленных российских и зарубежных рериховских обществ, возможной координации их деятельности в интересах пропаганды рериховского наследия, в частности, рериховской идеи "движения к миру через культуру" (в сотрудничестве и при взаимодействии с МИД РФ и заинтересованными российскими и зарубежными общественными организациями). Имеется в виду широко привлекать к этой работе потенциал организаций русскоязычной диаспоры и соотечественников за рубежом.
5. Принцип объединения усилий рериховских обществ и имеющих в своих коллекциях работы Рерихов государственных музеев России (Русский музей, Эрмитаж, Третьяковская галерея, картинные галереи и музеи в различных городах России и зарубежья), поиск новых форм взаимодействия и сотрудничества с ними.
Российская общественная организация «Наследие Рерихов» должна быть авторитетной всероссийской организацией высокого статуса, поддерживаемой российским государством и нацеленной на служение наследия Рерихов российскому обществу, прежде всего, в плане сплочения последнего вокруг идеалов духовности, развития новых социокультурных форм жизни и реализации творческого потенциала человека (новой этики, нового искусства, новых форм организации труда и пр.).
Немалое значение имело бы использование высокого авторитета Рерихов за пределами России для продвижения международного авторитета нашей страны (восточный вектор внешней политики, культурно-духовное наследие Востока, идея синтеза культурных традиций и их единых корней, приоритет общечеловеческих ценностей, идеи защиты мирового культурного наследия, миротворчества посредством поддержки культуры). Все эти идеи прекрасно воспринимаются как на Востоке, так и на Западе и могут стать мощным инструментом поддержки российской политики "мягкой силы".
Выставочные проекты РОНР могли бы быть гармонично встроены в систему формирования позитивного миротворческого образа России, в частности, через страны БРИКС. За этим утверждением стоит контекст сильной представленности рериховских организаций в Латинской Америке. Среди них – Международный комитет Знамени Мира (Мексика), Фонд «Мир, Экология и Искусство», неправительственные организации «Тысяча тысячелетий мира» (Аргентина) и «Унидем-Уругвай» (Уругвай), Рериховский институт мира и культуры (Бразилия) и другие. Кроме того, до сих пор благодаря трудам Рерихов присутствует неугасающая связующая нить между Россией и Индией.
Для участия в Попечительском Совете РОНР будут приглашены крупные государственные деятели, видные представители российской науки и культуры, заинтересованные лица из российских деловых кругов.
3.ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СТРУКТУРЫ РОНР
1. Музей им. Н.К. Рериха. Является ведущим подразделением РОНР, функционирующим на принципе общественно-государственного партнерства, в рамках которого государство выполняет свою миссию обеспечения сохранности и доступности наследия для общества (достигается гарантиями государственной части Музейного фонда РФ, если переговоры не приведут к другой договоренности), а общественная организация занимается свободным изучением и творческим развитием идей и принципов, заключенных в нем (обеспечивается другими функциональными структурами РОНР и сотрудничающими с ним государственными и общественными организациями).
2. Институт наследия Рерихов:
- гуманитарные и естественно-научные исследования;
- экспертная функция;
- проблемы материального сохранения наследия в России и за рубежом;
- публикаторская группа (работа с архивами, подготовка текстов Живой Этики, их перевод на другие языки, создание научно-информационных ресурсов и т.д.).
3.Центр международных связей:
- поддержка международных проектов РОНР;
- выставочная работа за рубежом и в России;
- сотрудничество с рериховскими организациями за рубежом и в России;
- вопросы сбора информации о сохранности наследия в России и за рубежом;
- контакты с российскими представительствами за рубежом по вопросам наследия;
- сотрудничество с Международным трестом Рерихов (штат Химачал-Прадеш, Индия) и другими индийскими официальными и общественными представителями;
- сотрудничество с международными организациями (ЮНЕСКО, Секретариат ООН, ЭКОСОС, Европа Ностра и др.).
4.Культурно-информационный и коммуникационный центр:
- работа в информационном пространстве;
- создание электронных галерей, архивных ресурсов;
- создание современных мультимедийных программ;
- создание дружественного интернет-лица РНРО, привлекательного для различных групп общества;
- работа по привлечению внебюджетных средств (общественность, меценаты и спонсоры) и т.д.
5. Маркетинговый центр – научно-производственное подразделение, привлекающее финансовые средства для функционирования организации, осуществляющее жизнеобеспечение и техническую поддержку работы РОНР, внедрение инновационных технологий и юридическое обеспечение работы РОНР, а также брендинг, спонсоринг и фандрайзинг.
Центр организует издание и реализацию печатной и другой продукции РОНР, включая сувенирную. Возможно попытаться осуществить принципы производственного кооператива, заложенные в Живой Этике.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таком образом, реализация предлагаемого проекта позволяла бы:
- добиться объединения наследия и сосредоточения его в одном месте;
- создать крупнейший в мире музей художественных произведений Н.К. и С.Н. Рерихов;
- прекратить бесплодное противостояние с государством и добиться прекращения судебных споров, в которых погряз МЦР;
- получить стабильную финансовую и политическую поддержку российского государства, обеспечив гарантированную зарплату сотрудников;
- привлечь к поддержке организации видных деятелей политики, науки и искусства, представителей российского бизнеса;
- при гарантиях со стороны государства обеспечить продолжение полезной работы по изучению и популяризации наследия Рерихов, осуществлявшейся в МЦР под руководством Л.В. Шапошниковой;
- реализовать мероприятия по сплочению рериховского движения в России и использованию его потенциала для поддержки внешней политики российского государства.
Данная организация будет в состоянии:
- способствовать включению в культурный оборот высоких рериховских идей гуманизма и мира, восприятию и постижению общечеловеческих культурных ценностей, популяризации идей «Пакта Рериха»;
- оказать содействие формированию позитивного имиджа нашего государства, представляя его миротворческую деятельность, содействуя укреплению дружбы и согласия между народами, предотвращению социальных, национальных, религиозных конфликтов.
Усилиями группы членов Правления, осуществляющей ныне руководство МЦР, обсуждение данного предложения Президента было фактически сорвано, полномочий на продолжение переговоров по данному проекту А.П. Лосюков от Правления не получил. Наряду с другими факторами это привело к решению Президента сложить с себя полномочия по руководству МЦР.
NB. Публикуемый Проект, который планировалось вынести на обсуждение Правления, был своего рода "документом о намерениях". Обсуждение отдельных его принципов на Круглом столе в ОП РФ, обращения к участникам Круглого стола, полученные от авторитетных и уважаемых, в том числе, в рериховском сообществе людей, а так же высказанные там предложения в основном свидетельствуют о поддержке Проекта в его основных положениях, акцентируют, что Проект не стремится разрушить МЦР и все лучшее, что было сделано и создано за эти годы сотрудниками Центра-Музея имени Н.К.Рериха под руководством Л.В. Шапошниковой, а наоборот, как и говорилось в письме к членам Правления, предлагает возможный вариант выхода из кризисного состояния, угрожающего самому существованию МЦР и целостности наследия. Проект и поступившие на Круглом столе предложения отстаивают сохранение МЦР, общественной формы управления наследием в новой организации (научно-исследовательская, издательская, экспозиционная, международная и другая просветительская деятельность) при поддержке государства в указанных в Проекте областях, что не противоречит воле С.Н. Рериха и заветам всей его семьи. Проект открывает новые широкие перспективы для творческой и одухотворенной реализации огромного культурного и миротворческого потенциала великого наследия, для сотрудничества всех здоровых сил как в рериховском сообществе, включая сотрудников и членов МЦР, так и в широких кругах культурной общественности и представителей государственных ведомств - деятелей искусства, ученых, музейщиков, педагогов, путешественников, дипломатов, юристов, политиков.