Обсуждение статьи "Проблемы рериховского движения" А. В. Иванова, И. В. Фотиевой, М. Ю. Шишина

М. Н. Чирятьев, 02.09.2016

Весьма полезно вдумчиво и углубленно с разных сторон анализировать внешние и особенно внутренние причины раскола РД и тенденции, которые проявляются в поисках путей преодоления глубокого кризиса.
Обсуждению проблем рериховского движения, особенно после создания СФР и МЦР, было посвящено несколько совещаний и форумов, много писалось и публиковалось... Но сейчас в определенной степени настал переломный момент, связанный с серьезными и закономерными испытаниями, как целых организаций, так и отдельных последователей Рерихов, да и всех тех, кто в разное время и в разной степени начал взаимодействовать с пространством рериховских идей и включился в обострившиеся в последние годы процессы, развивавшиеся вокруг их творческого наследия.
В статье хорошо акцентированы болевые области РД, которое не смогло достигнуть желаемой сознательной целостности и культурного единства, открывающих новые возможности для многообразной творческой, самоотверженной, планомерной, согласованной и одухотворенной работы в социуме и для более полноценного служения Общему Делу.
Следуя призыву авторов "стимулировать самостоятельные размышления относительно поднятых тем" и, чтобы развить наш плодотворный диалог, могу предварительно для общей будущей работы обозначить некоторые дополнительные соображения и замечания.
Более глубокого анализа требуют: генезис, причинно-следственный ряд, анамнез болезни (anamnesis morbi) и анамнез условий жизнедеятельности участников РД, в том числе и их связей с окружающим миром, иными словами, совокупный анамнез (anamnesis vitae); на сколько для нас возможно, следует также попытаться оценить состояния разных внутренних планов сознания отдельных лидеров, активистов, проявленных в РД личностей и даже постараться прояснить внутренние мотивы, степени свободы, тенденции и психологические особенности деятельности отдельных организаций, их реакции на происходящие события в РД, в России и во всем мире и степень осознания взаимосвязей и взаимообусловленностей. Из этого, отнюдь не полного набора факторов и характеристик, можно пытаться делать обобщающий синтез диагноза и, главное, определять действенные способы оздоровления и преображения.
Этот путь не самоцелен и замкнут, он полезен для будущего, хотя и является этапом нашего собственного роста (ведь и мы часть РД). Напрашивается аналогия с тем, что в научно-историческом плане определил Ю.Н. Рерих: "Постижение основных путей человечества - это шаг к пониманию собственной личности".
Убежден, что болезненная ситуация МЦР в разной степени связана с системой, в которую входят и все другие мемориальные рериховские места мира, располагающие наследием. Все они (Извара, Санкт-Петербург, Наггар, Бангалор, Калимпонг, Нью-Йорк, Верхний Уймон; может быть, Улан-Батор) последние годы проходят определенные, часто трагические испытания, возникают проблемы и напряжения, но именно в них и рождаются новые возможности для катарсиса и обретаются силы.
Кроме этого, закономерно обострение проблем и кризисных явлений, связанных с рериховскими делами, а так же и актуальность новых волн проявления имени и творчества Рерихов, причем для понимания сути этих событий нельзя игнорировать их сопричастность процессам, стремительно развивающимся в России и во всем мире.
Болезнь должна проявиться и обозначиться, чтобы ее можно было начинать понимать и лечить. Но формы проявления могут быть заразными. В РД, как и во многих других социальных слоях, увы, уже бродят психические эпидемии, имеющие свои мутирующие особенности, изощряются магические методы, распространяются социальные наркотики. Машинная, механическая западная цивилизация агонизируя превратилась в магическую. Она отравляет сознания многих молодых людей, которые при достойном культурном воспитании могли бы помогать оздоровлению общества. Для распознавания этой социально-психической заразы и тем более для борьбы с ней у современной неодухотворенной науки, не знающей законов и особенностей Тонкого Мира и свойств психической энергии, очень мало возможностей.
Тем, кто давно включен в РД, собрал определенный опыт культурной работы в нем и старается из широких мировоззренческих позиций, основанных на Учении, трудах и событиях жизней Е.П. Блаватской и семьи Рерихов оценивать происходящее, должно быть понятно, что закономерное возникновение противоречий и разъединений в РД связано с разительным несоответствием культуры и качеств творческого свободного мышления многих членов РД с теми высокими требованиями, которые задают потенциал и высокое призвание творческого наследия этих великих людей. В данной статье это явление достаточно четко аргументировано.
Размышляя над причинами драматических событий в РД, полезно учесть не только знаковые периоды и обстоятельства жизненного пути самих Рерихов и их сотрудников, но и опыт Теософского Общества, отдельные этапы истории которого весьма показательны и поучительны для многих рериховцев. Об этом есть подробные пояснения Учителей и Е.П.Б. Так же некоторые наставления из Учения Храма полезно приложить к анализу проблем РД и обретению новых достойных путей оздоровления. Но этой теме надо посвящать отдельные статьи.
Большой вред имени Рерихов и их делу, а также и всему международному РД наносят скандальные сражения и провокационный обмен претензиями, с использованием разных, в том числе информационных, судебных и административных ресурсов, между сторонниками МЦР и теми, кто отстаивает позиции Минкульта и ГМВ. Для обретения достойных культурных форм разрешения кризиса, обеим сторонам следует облагородить методы, стараться в доброжелательном диалоге искать взаимоприемлемые и просвещенные пути, а не уподобляться шумным разборкам на базарных площадях. НРК, объединяющий достаточно опытных, интелигентных, профессиональных и знающих предмет творческих людей, способен быть посредником в затянувшемся споре за судьбу наследия между общественностью и государственными ведомствами.
Гонка вооружений, в том числе наращивание арсенала грубых или изощренных средств, используемых для манипулирования сознанием, для информационных атак или обороны, может временно сдерживать баланс сил, частично гасить агрессивность сторон, но она никогда не приведет к устойчивому и созидательному миру, который достижим через честное и бескорыстное сотрудничество, основанное на взаимопонимании, взаимоуважении и Культуре взаимоотношений.
Мучительным образом, через страдания и лишения РД и все человечество пробуждает общинное сознание, но без него не построить новую духовно-экологическую цивилизацию. Обновление и благое преображение мира требует и нового мышления, и новых непредвзятых и одухотворенных научных знаний о других мирах, о природе, о человеке и человечестве и новых путей в будущее.
Печально, что много приближающихся к рериховским кругам молодых, ищущих и чистых людей, отходят или даже ожесточаются против рериховцев, не находя сердечного отклика, внимания и терпеливого мудрого разъяснения своим вопросам и творческих условий, необходимых для желающих сотрудничать и помогать.
Возвращаясь к статье, прокомментирую раздел: "Педагогическая работа" и тезис: "Говорить о принципах гуманной педагогики бесполезно на развалинах школы и вуза – а это нас и ждет в скором времени (разве что новый министр остановит развал, на что, правда, мало надежд)".
Возникает вопрос: а что вся Живая Этика и прошлые Великие Учения разве не давались на "развалах" многих системных слоев, составляющих обветшалые ценности старого мира? Во многом закономерно разрушаются на наших глазах старые построения, утратившие духовные скрепы Бытия, чтобы в новых и более чистых местах и на подлинных Основах строить качественно новые. При этом лучшие достижения образования, науки, искусства и культуры в целом бесспорно надо сохранять и приумножать, ибо, как говорил Н.К. Рерих: "из древних священных камней сложите ступени грядущего".
Как и Учение Жизни, достойным образом воплощаемое и соизмеримо "по сознанию" проявляемое, так и озаренная его одухотворяющим Светом новая молодая творческая поросль, питаемая лучшими многовековыми достижениями Культуры (к ней, по моему мнению, относится и гуманная педагогика, развиваемая Ш.А. Амонашвили), в разной степени, но неизбежно способствуют отслаиванию отжившей шелухи, очищают жизнеспособные зерна от плевел нагромождений и искажений, вдохновляют и преобразуют (точнее, трансмутируют) жизнеспособные и восприимчивые сознания и осуществляемые ими в разных сферах построения.
Процессы роста нового происходят совместно с увяданием старого. Конечно, эти эволюционно целесообразные усилия требуют преодоления многих объективных и субъективных трудностей и активных противодействий. Многие возможности упущены, но основные вехи эволюционных сроков, связанные с космическими факторами, неизменны, поэтому и в геологических, и в природных, и в социальных (в том числе в претендующих на культурные), и в ментальных слоях биосферы уже происходят и нарастают "очистительные взрывы", ведь для конца кали-юги особенно справедлив тезис Учения: "Эволюция мира складывается из революций", а "строительство в революции является самым опасным моментом" ("Община", п. 066). Страдания народов это расплата за многовековую косность и узость сознания, пренебрежения смыслами и ценностями Культуры и искажения эволюционных Основ развития, что напрямую связано с отпадением людей от духовного водительства Иерархией Света.
Наверное и для относительно здоровой части РД, которое возникло благодаря данному через Рерихов Учению, а так же и для участников других культурных и созидательных движений, необходимо нечто подобное очистительному и искупительному исходу евреев из Египта под предводительством Моисея.
Напомню, что исходу предшествовали "десять казней египетских", которые можно ассоциировать с современными стихийными природными и социальными напастями. После ухода от преследователей, получения откровения и огненного явления Моисею Бога на горе Синай (теофания), обретения скрижалей нравственных законов, оформленных в десять заповедей, начертанных Богом на камнях, после того, как Моисей, вернувшись разбил скрижали завета, узрев разгул страстей и идолопоклонничества плясавших у золотого тельца соплеменников, после их покаяния, уже в пустыне, в новых и чистых местах за 40 лет было выращено и воспитано новое поколение людей с очищенным от старых предрассудков и нагромождений сознанием. И в наши дни такие, прошедшие испытания, объединенные общинными принципами, имеющие нравственные устои и стремящиеся постигать Учение и руководствоваться его живым духом, устремленные к Свету люди, могут обрести подлинных вождей и будут способны начинать новое строительство.
Хочется верить, что у лучших представителей РД хватит сердечной мудрости и самоотверженности, чтобы в новых трудных переходных условиях глобальных изменений жизни на планете, воодушевиться универсальными заветами Учения Живой Этики, пройти испытания восприятия Культуры, вооружиться Знанием и Красотой и начать новый этап формирования сердечного сотрудничества и содружества, которые необходимы для заповеданных построений.
Каждый самостоятельно мыслящий, честный с собой и творчески ищущий человек, из тех, кто соприкоснулся с высоким знанием и прекрасным творчеством Рерихов и других, близким им по духу, великих людей, особенно мучительно испытывает состояния борений, разочарований, страданий, вдохновений и радостных озарений в поиске своего предназначения. Будем стремиться следовать примеру Рерихов и других великих подвижников, мыслителей и созидателей, руководствуясь Учением и мудростью веков, которая запечатлена в великих достижениях общечеловеческой Культуры. При этом, исходя из своего опыта, навыков и способностей, на том месте, куда нас поставила жизнь, в мыслях, словах и действиях будем стараться качественнее проводить более протяженную линию Бирбала. Это поможет и самосовершенствованию, и расширению сознания, и духовному распознаванию, а значит и культурному росту, что приблизит новые, лишенные магизма возможности для перехода на следующую законную ступень восхождения и принесет пользу нашим ближним и всему делу.

 

И. В. Фотиева, 02.09.2016

М.Н. Чирятьев не согласен с фразой о том, что "на развалинах образования будет бесполезно говорить о гуманной педагогике". Но развал развалу рознь. Есть закономерная смена отживших форм, а есть прямое зло - сознательное уничтожение позитивных форм. Это, увы, и делает наш Минобр, причем, систематически и целенаправленно. Мы, как вузовские педагоги, очень ясно это видим (да и в школе ситуация не лучше). С одной стороны, школы и вузы просто закрываются, так, чтобы не было и базы для новых форм. С другой стороны, жутко уродуют программы, особенно гуманитарные, ломая сознание учащихся. Кому интересно - мы можем поделиться более детальной информацией; в статье  же просто отметили, что РД не может стоять от этого в стороне.

 

М. Н. Чирятьев, 02.09.2016

Когда писал: "При этом лучшие достижения образования, науки, искусства и культуры в целом бесспорно надо сохранять и приумножать...", то имел ввиду и бережное отношение к лучшим традиция высшей и средней школы, и значение опыта выдающихся педагогов прошлого, передающих эстафету в достойные руки, и необходимость понимать, ценить и учитывать в образовательном процессе культурные и психологические особенности нашей страны и менталитета людей и др.
При этом, хотел подчеркнуть ценность и значимость современного опыта гуманной педагогики, ее позитивных достижений в разных странах мира, особый сердечный подход к детям, в котором любовь определяет более широкие, чем используются сейчас, духовные возможности для полноценного воспитания и образования культурного человека. На фоне общего развала такие оазисы культурной и гуманной педагогики в наше смутное и переходное время особенно ценны, ибо и на этих "священных камнях" перекидываем мост между старым и Новым Миром и строим лестницу в будущее.
Эти же мысли в отклике на статью повторяются в конце в связи с участниками РД, которым нужно учиться на жизненных примерах Рерихов и близких им по духу великих людей, складывавших Культуру, заботясь при этом о созвучии своего творчества с лучшими духовными традициями прошлого.
Что касается катастрофической ситуации в нашей системе образования, то ее оценка и предложения по выходу были сделаны Президентом Международной Лиги защиты Культуры, вице-президентом РАЕН Г.Н. Фурсеем в письме к Президенту России в начале мая. Думаю, что со многими положениями этого письма авторский коллектив, написавший статью, будет солидарен. Этот текст и отдельное письмо Георгий Николаевич так же послал несколько дней назад новому министру образования О.Ю. Васильевой. Руководители и представители МЛЗК, поддерживаемые рядом авторитетных в стране людей, в течении многих лет часто участвовали в разных конференциях, форумах, встречах, посвященных серьезным проблемам образования, большая работа проводилась в школах, при нашем участии публиковались письма и обращения к руководству страны о необходимости остановить катастрофические процессы в образовании. Так же нами в Санкт-Петербурге была разработана программа поддержки лидеров научных школ и многое другое.
Советую, например, посмотреть еще одно более раннее открытое письмо Г.Н. Фурсея к Президенту России: "Мне уже нечего терять кроме будущего моей страны", а также его обращение к гражданам России.