10 января 2018 г. в Музее Рерихов на 5/87-м заседании семинара состоялся доклад «Методологические особенности новой одухотворенной науки».

Докладчик: Чирятьев Михаил Николаевич, вице-президент Международной лиги защиты культуры, член-корреспондент МАНЭБ, советник РАЕН.

 

Аннотация

 

В своих лучших открытиях наука оказывается искусством. Подобный поражающий научный синтез навсегда запечатлеется в человеческом мозгу как нечто непреложно убедительное. Так наука перестанет быть набором условно подобранных фактов и торжественно двинется к овладению новым мышлением, ведя за собой человечество. <…> Наука уже вступает в такую необъятную область исследования, как мысль.

Н.К. Рерих

Не нужно принимать индивидуальный метод как нечто ненаучное; наоборот, он дает накопление для углубления формулы.

Живая Этика, кн. Сердце

 

Методологию науки можно определить как учение о принципах и формах организации научной деятельности и совокупности методов, приемов и способов познания и преображения действительности, необходимых для получения знаний и их дальнейшего использования.

При этом сама методология является важным разделом познания, которое включает также и философию науки. Научная деятельность, ориентированная на открытие и усвоение нового знания, этим не исчерпывается, так как в своем процессе порождает новые формы мышления (и рациональные, и иррациональные, например интуитивные), и создает различные приборы, установки, методики, применяемые как в науке, так и за ее пределами. Научная деятельность, если ее не отчуждать от смыслов эволюционного совершенствования самого человека, природы и космоса, служит одним из важных источников обретения людьми нравственных ценностей, определяющих приоритеты развития человека и общества.

Следует сразу отметить, что кроме известного нам научного пути получения знаний в настоящем эволюционном цикле существуют так называемые «вненаучные» или метанаучные пути: например, религия, йога, искусство, инженерия (технологии, изобретения). Современный подход к их взаимосвязям чаще всего не доказывает, что остальные пути обретения знаний лучше или хуже, но акцентирует внимание на специфичности научного познания. Философия в разное время то считалась почти единой с наукой, как в античности и Средневековье, то воспринималась как универсальная наука, как в Новое время, благодаря работам Декарта и Гегеля, а иногда представления о содержании, методах и критериях познания в философии и науке разделялись. Тем не менее, как справедливо считал В.И. Вернадский, «некоторые части даже современного научного мировоззрения были достигнуты не путем научного искания или научной мысли – они вошли в науку извне: из религиозных идей, из философии, из общественной жизни, из искусства. Но они удержались в ней только потому, что выдержали пробу научного метода». Более того, научное обоснование бывает зачастую трудно применимо в других сферах деятельности, хотя с прошлого века отчетливо наблюдается тенденция повышения роли науки и ее большего признания обществом.

Научное познание, в соответствии с выработанными за прошедшие века критериями, должно стремиться к обоснованности, доказательности, полноте, непротиворечивости, обладать характеристиками, необходимыми для систематизации. Важным для современной парадигмы критерием является обоснованность теоретических концепций и построений практическими наблюдениями и экспериментальными подтверждениями, причем более действенной является теория, не только объясняющая и описывающая те или иные явления, процессы, состояния и т.п., но выявляющая определенные закономерности, позволяющие предвидеть тенденцию развития этих явлений, процессов и т.п. Причем от опытных исследований сложившаяся система научного познания требует воспроизводимости, т.е. повторяемости для многократной проверки результатов, для чего широко применяются статистические данные.

Прошлый век продемонстрировал, что новые явления могут быть открыты как эмпирическими, так и теоретическими исследованиями. Ярким примером такого теоретического открытия служит открытие позитрона П. Дираком. А. Эйнштейн утверждая усиливающуюся роль "умозрительного характера науки" вообще считал, что "чем примитивнее состояние науки, тем легче исследователю создавать иллюзию по поводу того, что он будто бы является эмпириком".

Сам человек с его внутренним миром неповторим, хотя его многообразные способности и формы жизнедеятельности подчиняются определенным Законам, в том числе тем, которые еще не признаны большей частью современного научного сообщества, но давно были известны и применялись последователями сокровенной системы Знаний. Чем более утончаются и совершенствуются методы познания человека и мироздания, тем в большей степени открывается их взаимообусловленность многофакторными и многоуровневыми (от космоса микромира до космосов макро- и мегамира) состояниями субстанции, энергии и сознания.

Изучение "тонких энергий" требует разработки новых индивидуальных методов, иначе многие свойства психической энергии, в том числе действия мысли, останутся незамеченными.

Изучение таких особенностей побуждает к пересмотру ряда позиций, приемлемых в старой научной методологии.

Современная наука пользуется следующими основными методами: индукция и дедукция, анализ и синтез, абстрагирование, идеализация, обобщение, сравнение, аналогия, описание, объяснение, предсказание, гипотеза, подтверждение, опровержение, моделирование, формализация и пр.

Как правило, отдельные науки, традиционно специализируясь на своих предметах изучения, используют особые методы, связанные с представлениями о сущности их объектов, но даже открытие новых свойств объектов, медленно меняет сложившиеся представления и методологию исследований. Если ученый в определенной степени обладает духовным синтезом знаний, то он скорее способен преодолевать эту инерционность и стереотипность мышления и может творчески создавать более совершенные методы организации исследований.

Происходящие эволюционные изменения научной парадигмы требуют обновления научной методологии. Наука не может быть изолированной и самоцельной областью человеческой деятельности, для нее назрела необходимость самоопределиться в качестве органичной составляющей общечеловеческой культуры, но для этого нужны существенные изменения в мировоззрении самих ученых, исследователей, организаторов науки, да и общества в целом.

Закономерные изменения в исторических этапах развития методологии науки взаимообусловленно связаны не только с расширением научных знаний о природе, человеке и космосе, но и с размыванием многоуровневых границ между субъектом и объектом познания.

Необходимость изменений в наших представлениях о мире и целесообразность создания новой научной методологии следуют и из стремительно развивающейся новой науки синергетики. Истоки синергетической методологии восходят к трудам А. Пуанкаре, а основная разработка научных представлений о развитии и самоорганизации сложных систем осуществлена в работах таких классиков, как Г. Хакен, И. Пригожин, С.П. Курдюмов.

Вопросу новой методологии посвящены, например, и работы философа В.С. Степина, и физика и философа В.Г. Буданова.

Существенным сдвигом в научном мышлении стало появление постнеклассической парадигмы, связанной с развитием синергетики. Для методологии синергетики В.Г. Буданов предлагает два структурных принципа Бытия (гомеостатичность и иерархичность) и пять принципов Становления (нелинейность, неустойчивость, незамкнутость (открытость), динамическая иерархичность, наблюдаемость).

Новые грани развивающейся целостной научной картины мира имеют отношение к достижениям квантовой механики в научном осмыслении существования множества миров и связанности квантовой реальности с состояниями сознания. Дальнейшее изучение этих областей знаний тоже требует формирования новой научной методологии.

Процесс обретения более целостного понимания мироздания соотносится с эволюционной цикличностью формирования физических чувств и качеств мышления у самого человека. Знание закона соответствий поможет предвидеть и учитывать грядущие изменения в проявлении внутренних способностей человека и в свойствах всей, обеспечивающей целостность Бытия, системной триады: материи, энергии и сознания.

Дошедшие до нас с древних времен мудрые знания (Египет, Греция, Индия, Китай и др.), осмысленные с мировоззренческих позиций теософских и рериховских взглядов, Тайная Доктрина, Учение Живой Этики, Письма Махатм, Учение Храма и другие духовно близкие им источники, а также творческие достижения самих Рерихов дают основание считать, что начался качественно новый этап развития внутренних способностей познания человека – "чувствознания" и "духоразумения", природа и свойства которых требуют существенных изменений в методологии научных исследований.

Этика науки, качества сознания самого ученого и его способности к одухотворенному мыслетворчеству и утонченному синтезу становятся главными факторами, открывающими новые горизонты познания и пути совершенствования внешних и внутренних миров. Облагороженная духовными знаниями наука будет способна помогать воспитывать более совершенного человека, создавать новую духовно-экологическую цивилизацию, питаемую лучшими культурными достижениями прошлого.

Сохранение и улучшение жизни на планете предполагает сворачивание целого ряда разработок разрушительных механических, электронных, информационных, химических, атомных и даже магических (в том числе манипулятивных, наркотизирующих сознание) технологий, методов и средств воздействия на природу и общество, многие из которых были порождены западной цивилизацией. Их нужно заменять изучением и проявлением неограниченного духовного творческого потенциала самого человека, мирными исследованиями природы и космоса. Осознанное культурное использование новых эволюционных возможностей во имя мира и созидания должно помочь выработке критериев и приоритетов развития новой науки.

Рациональная составляющая природы ума, которая во многом определяла прошлые этапы развития науки, будет по мере эволюционного развития облагораживаться и обогащаться новыми более совершенными формами структуры духовного ума и сердечной мудрости. Они содержат многообразные возможности способов познания и взаимодействия с окружающим миром и сознанием. Воспринимавшиеся часто как чудеса проявления этих более высоких качеств сознания и скрытых способностей демонстрировались святыми, подвижниками, гениями или особо одаренными людьми разных времен и народов. Изучение и признание этой обширнейшей области жизнедеятельности, постижение законов и методологических принципов их обуславливающих откроют врата качественно новой этичной и эстетичной науки и помогут преобразить всю жизнь.

Необходимость создания новой методологии в значительной степени связана с преодолением отставания в познании самого человека по отношению к изучению окружающего мира, а также в снятии ряда ограничений старой парадигмы и принятием новой научной картины мира, которая в значительной степени основана на учении о биосфере и ноосфере В.И. Вернадского, обоснована в трудах А.Л. Чижевского, П.А. Флоренского, Рерихов и других близких им мыслителей.

Кроме этого, становление новой методологии предполагает необходимость непредвзято учитывать и, главное, более полноценно, широко и сущностно интерпретировать достижения синергетики, квантовой механики, астрономии, психобиоэнергетики (особенно в изучении свойств психической энергии), ряда открытий в физике, химии, биологии, археологии, космической антропоэкологии и во многих других областях знаний, а также воспринимать новые взгляды на эволюцию, на передовые достижения философской мысли, на пути сближения науки и религии. Для становления будущей науки полезно осмысление и применение знаний и некоторых методов, давно используемых в буддизме и веданте.

Возвышенной и пытливой мыслью открывается постижение изменчивого многообразия, наблюдаемого в проявленной жизни, ее глубинных законов, великого Единства и созвучий, утверждающих целостность взаимосвязей на разных уровнях: в Космосе, Природе и Человеке, и, наконец, того, что из-за незрелости нашего сознания временно называется чудом, ибо, как утверждал В.И. Вернадский: «Наука – не результат только работы ученых. Это стихийное отражение жизни человека в ноосфере. Наука – проявление действия в человеческом обществе совокупности человеческой мысли <…> Наука не является логическим построением, ищущим истину аппаратом. Познать научную истину нельзя логикой – можно лишь жизнью. Действие – характерная черта научной мысли».

Восстановление духовных иерархических связей будет мощным спасительным средством, устремляющим в будущее, открывающим беспредельные возможности познания и созидания. Причины стремительно происходящих изменений в биосфере и ноосфере, в том числе рост угроз со стороны глобальных проблем человечества, могут быть более сущностно изучены, поняты и разрешены благодаря Знаниям, которые открываются Учителями человечества. Среди малоизученных предсказанных факторов, усиливших влияние на Землю, целесообразно отметить приход новых космических лучей и энергий, процессы взаимопроникновения миров и сближение проявленного физического мира с Тонким Миром, огненное очищение от всего препятствующего эволюции, рождение одаренных детей, имеющих духовные накопления и способных к творческому культурному преображению жизни.

Синтез древних и современных знаний религии, философии, науки становится все более реальным, и, несмотря на сопротивление господствующего мировоззрения, в науке периодически возникают открытия и революционные прорывы, таким образом, новый взгляд утверждает свои права.

Существенным вкладом в развитие новой одухотворенной науки явилась комплексная деятельность Института Гималайских исследований "Урусвати", 90-летие основания которого Рерихами будет отмечаться в 2018 году.

Меняя формы познания и связанные с ними картины мира все человечество периодически, как корабль на волнах, либо погружается в определенный более грубый слой материального мира, либо делает как бы интуитивный скачок, переходя на другой, более одухотворенный уровень материи и сознания. Мудрость Востока знает, что формы преходящи, но Основы, на которых держится Мироздание, неизменны.

Кроме отмеченного, в докладе представлены некоторые характеристики новой научной картины мира. Также намечено рассмотреть примеры интуитивных научных озарений и особенности условий их проявления. Кроме этого приведены примеры экспериментальных исследований, связанных с изучением свойств психической энергии, и предложены изучавшиеся нами методы по организации "культурно-психологического пространства", способствующие повышению воспроизводимости в такого рода экспериментах.