Из воспоминаний И.Р. Рудзите об отце

«Рихард Яковлевич, следуя Учению Жизни, останется одним из самых достойных и прекрасных сынов своей страны. Истинно, имя его будет почитаться. …Он и его труды будут жить в будущем», — писала Е.И.Рерих (1940).

Рихард Яковлевич Рудзитис (1898–1960) — латышский поэт, писатель, философ, председатель Латвийского общества Рериха. Рыцарем Грааля, современным бардом Святого Грааля называла Рихарда Рудзитиса Елена Ивановна. Фотография Рихарда Яковлевича находилась постоянно перед глазами Елены Ивановны Рерих на ее письменном столе.

Вся его жизнь была непрерывным трудом. Он работал, что-то писал или читал повсюду, когда только позволяли обстоятельства, даже в трамвае и электричке, используя каждую минуту. В тридцатые годы в Латвийском обществе Рериха вышло около пятидесяти изданий, редактором, корректором и художественным оформителем которых был он. О его деятельности можно судить, читая его дневник, который он вел всю свою жизнь, и записные книжки, в которых отражены его переживания, мучительные борения с самим собою, а также слушая воспоминания близких людей, знавших его. Красноречивы и его многочисленные литературные труды.

Рихард Рудзитис родился 19 февраля 1898 года в семье крестьян, живших на берегу Рижского залива Балтийского моря. Песчаная, малоплодородная земля взморья требовала от земледельца больших усилий, и мальчик уже с самих ранних лет помогал взрослым, приучался к тяжелому крестьянскому труду на земле. Море, лес и река рядом, вся красота природы влияла на восприимчивую душу ребенка и очень рано пробудила в нем тягу к поэзии, к литературе, к размышлению на серьезные темы. Рихард задается вопросом о том, что такое жизнь, какой в ней смысл, как ее прожить; уже в девятилетнем возрасте он спрашивает об этом в письме ко Льву Толстому. Будучи еще совсем молодым человеком, он пишет крупнейшему индийскому поэту Рабиндранату Тагору, а через несколько лет — всемирно известному французскому писателю и музыковеду Ромену Роллану. Получает ответы от них. Тяга к знаниям приводит его в один из старейших университетов Европы, в Тарту, где он изучает филологию, языки, а вслед за этим в Латвийский университет, на философский факультет. В результате он получает широкое гуманитарное образование, овладевает, кроме родного латышского, шестью языками: русским, английским, французским, немецким, греческим и латинским.

Юный Рихард рано начал писать стихи. Уже с самого начала своего творческого пути выше всего он ставил идейные поиски. Ему казалось, что одной поэзии мало, что свои принципы и идеалы нужно излагать в трактатах, эссе, очерках и статьях. Он писал о проблемах возрождения своего народа, о новой религии, о космической гамме, о культуре красоты, о великих личностях.

Всю свою сознательную жизнь Рудзитис следовал идеалам Красоты и Знания, и ни разу эти идеалы не предал. Не предал даже под жесточайшими пытками сталинского режима в тюрьме, когда его избивали и истязали лишением сна, не предал в ссылке, в лагерях. В этих испытаниях дух его лишь крепнул.

Вся жизнь Рихарда Яковлевича была приближением и восхождением к Учению Жизни, данному через Е.И.Рерих. Святослав Николаевич Рерих не раз вспоминал, как сильно Елена Ивановна и вся их семья любила и уважала Рихарда Яковлевича. Более 88 писем отец получил от Елены Ивановны и 175 — от Николая Константиновича. (В 2000-м году был издан двухтомник «Письма с Гор» — переписка Елены Ивановны и Николая Константиновича Рерих с Рихардом Рудзитисом.)

Почти в каждом письме Е.И.Рерих встречаются прекрасные строки о Рудзитисе. «Ваше горение приносит удачу, и там, где кто-то усмотрит лишь чудовища, порожденные их же страхом и сомнением, Вы идете, прилагая лучшее уменье и огонь великого доверия к Руке Ведущей. Храните этот божественный огонь. Счастливы Вашей новой удачею. Еще раз сердце шлет Вам радость Вашей работе и прекрасному водительству» (24.05.1938).

Читать далее: http://altai-nasledie.ru/ilze-rudzite/vospominaniya/vospominaniya-ob-ottse.

 

Е.И. и Н.К. Рерихи о Р.Я. Рудзитисе

 

"Все, кто и читал наши письма, знают, как высоко мы ценили труды председателя Общества Р. Рудзитиса и как мы любим его литературные поэтические произведения. Каждое действие было и оценено, и приветствовано. И мы много раз выражали наше одобрение той тактичности и доброжелательству, которые постоянно горят в сердце нашего дорогого Рихарда Яковлевича".

Н.К. Рерих, письмо к Р.Я. Рудзитису, 16 марта 1940 г. /Письма с гор. (Т.2. Минск. 2000)./

"Ваше чувство красоты и присущая северным народам чистота восприятия уловит тончайшие тона и звучания Радуги Света, окружающей Обитель Всеобъемлющего Сердца. Вы сумеете сочетать Торжественность и Мощь с нежнейшими оттенками. Мы доверяем Вашему чутью, Вашему сердцу, Вашему устремлению к Вершинам Прекрасного". Е.И.Рерих письмо к Р.Я. Рудзитису 20 июня 1936 г. "Рихард Яковлевич, следуя Учению Жизни, останется одним из самых достойных и прекрасных сынов своей страны. Истинно, имя его будет почитаться. Пусть временно завистники и малые сознания не могут оценить его, но он и его труды будут жить в будущем".

Е.И. Рерих, письмо к Р.Я. Рудзитису, 20 июня 1936 г.

"Рихард Яковлевич, следуя Учению Жизни, останется одним из самых достойных и прекрасных сынов своей страны. Истинно, имя его будет почитаться. Пусть временно завистники и малые сознания не могут оценить его, но он и его труды будут жить в будущем".

Е.И. Рерих, письмо к Э.Р. Рудзите, апрель-май 1940 г.

 

 Из сборника Р.Я. Рудзитиса "Беседы с сердцем"

 

Щедрое, чистое Сердце, всеобъемлющее, все понимающее, свет излучающее, отзывающееся на все страдания, умиротворяющее безграничной благожелательностью и улыбкой радующее. Сердце, могущественное в бескорыстии, огненный факел преданности и самоотверженности, возносящее и руководящее несметными душами, о величайшее Сердце, ты — огненная чаша алмазов накоплений бесчисленных жизней, ты — Свет! О маленькое, робкое сердце в моей груди, подражай, пылко стремись подражать ему. Стремись хоть немного быть похожим на дающее, все освещающее Сердце.

Если у тебя зародился импульс сделать что-то хорошее, делай это немедля, или хоть в ближайшие часы, ибо, откладывая, взвешивая умом, ты можешь счесть это доброе дело не очень важным и нужным, или будешь чувствовать себя неловко, или поленишься, или — скорее всего — сложатся обстоятельства, которые помешают осуществить твое доброе намерение. Нет, каждое доброе дело важное, и оно тем более плодоносно, если рождено семенем первого огненного импульса.

Абезь, 29.VI.1952

**********

Все просто — если тебя кто-то обидел или даже оговорил, особенно, если это знакомый (близкий человек так не поступил бы, ибо сердце его тебе доверяет), иди сейчас же — если так велит твое сердце — немедля, выясняй недоразумение, чтобы оно не проросло в душе и не обожгло сознание, как пламя. Кротко, бесконечно терпеливо выслушивай все. Может, когда ты будешь уходить, дверь за тобою запоет в дружественных чувствах. Если только сердце так скажет. Иначе проходи мимо сора, которым безумное сознание загрязняет пространство. Новый порыв урагана очистит воздух вокруг тебя.

2.VII.1952

**********

Странник дальних путей, прошедший земли и небесные дали, познавший корень всего доброго и злого, скажи — где ты видел более божественное, несказуемо прекрасное алмазное сияние, чем в отношениях сердец, сплоченных чувствами вековых симпатий? С ними мы даже на краю бездны устоим, они всегда — как Рука Света, даже во тьме.

2.VII.1954