Сегодня, 30 января 2018 года, исполняется 25 лет со дня ухода великого художника, мыслителя, ученого и подвижника Культуры Святослава Николаевича Рериха

 

Как бережливо нужно относиться ко всему, что приносит радость и свет! Кто же разобьёт светильник, чтобы погрузить жилище во мрак. А ведь каждое высокое творческое произведение есть именно такой богоданный светильник.

В радости любования таким творением мы ещё раз любим все Высшее, мы еще раз складываем прекрасную молитву духа. Прекрасно, если можно любоваться звучными творениями.

Прекрасно, если дан в жизни этот высокий дар, которым всё тёмное, всё бедственное превращается в радость духа. И как радостно мы должны приветствовать тех, которые волею судеб могут вносить в жизнь прекрасное.

Н.К. Рерих о сыне

22 мая 1935 г. Цаган Куре

"Из литературного наследия"

Рерих Н. К. Святослав // Листы дневника. – М.: МЦР, 1999. – Т. 1. (1931–1935). – СС. 442–444

 

Жизнь его была посвящена устремлениям к Прекрасному во всех проявлениях.

Родители Святослава Николаевича явили пример тех более совершенных, высокодуховных людей, которые прокладывают эволюционные пути в будущее для всего человечества.

Зов Красоты с детства озарял сердце С. Н. Рериха, и оно щедро делилось Светом со всеми, кому посчастливилось с ним соприкасаться. Его картины, мысли и свершения продолжают дарить Свет, пробуждающий у тех, кто ищет смыслы жизни, тот внутренний огонь, который способен осветить и их пути, вдохновить на постижение своих и общечеловеческих внутренних истоков духовного творчества, привить любовь к святыням, направить на культурное созидание и бескорыстное служение Высшим Идеалам.

Связав значительную часть своей жизни с Индией, черпая силы для своего творчества в красоте ее природы, богатстве многовековой культуры, в жизни мудрецов, героев, просветленных людей и простых тружеников, С. Н. Рерих не переставал горячо любить Родину и своих соотечественников, ценить русскую культуру и духовные традиции, восхищаться великими подвижниками, святыми и творцами, которыми так богата история нашей страны. Он верил в предназначенное светлое будущее России, в силу духа народа. Великим вкладом в дело духовного преображения жизни нашего народа явилась передача им творческого наследия своей семьи на Родину.

Святослав Николаевич хотел быть похоронен по православному обычаю в родном городе Санкт-Петербурге, завещал, чтобы его отпевали в любимом им с детства Князь-Владимирском соборе на Петроградской стороне. Но этому не суждено было случиться. В этом соборе в день похорон Святослава Николаевича состоялась панихида, заказанная рериховцами. В Индии же одна из зарубежных православных церквей провела церемонию отпевания, и его тело с тех пор покоится в имении "Татагуни" в Бангалоре.

Портрет Н.К. Рериха, 1938 г.

С. Н. Рерих избирался членом разных научных и культурных организаций и академиком в академиях нескольких стран мира, в том числе, он был почетным членом Академии художеств СССР и членом Индийской национальной академии изящных искусств, имел высокие награды Индии, России, Болгарии и других стран, но особенно он ценил полученный в 1933 году орден за культурную деятельность Музея Николая Рериха в Нью-Йорке и его организаций, так как диплом был подписан Николаем Константиновичем Рерихом.

 

Святослав Николаевич Рерих на фоне своей картины "Гепанг. Лахул". 1970-е гг.

 

 

Мысли С. Н. Рериха

о красоте, духовной эволюции, внутреннем человеке, о будущем,

об Учителях человечества, о культуре и цивилизации

 

"Как только мы осознаем, что существует некое эволюционное течение, которое развертывает и совершенствует объективные явления жизни, некий импульс, который лежит в основании нашего проявленного мира, – проблема красоты становится естественным следствием жизни, проявляющей себя через бесконечную цепочку живых единиц.

И мы смотрим на красоту как на знак совершенства, свидетельство достижения законченной эволюционной ступени. Мы ищем красоту, мы стремимся к красоте как к предопределенному условию, к состоянию гармоничного равновесия, заключенного в самой сердцевине эволюционного течения.

Сердцевина эволюционного прогресса и течения. Где ее корни, где самые дальние области ее влияния? Мы можем измерять реальность в соответствии с уровнем своего восприятия и своего плана бытия; но каждое условие, каждое состояние обладает своей собственной реальностью, своей собственной мерой.

По мере нашего прогресса и развития все дальше отодвигаются границы воспринимаемой нами Бесконечности. Открывающиеся перспективы являются переходными ступенями нашего последовательно развертывающегося восприятия, и их можно безгранично расширять в пределах любого данного состояния бытия. Предмет наших забот – совершенный тип человека на данном этапе его эволюции; на более поздней стадии этот идеал может быть другим, представляя собой результат дальнейшего развития всех известных нам качеств и характеристик".

Искусство и жизнь. М.: МЦР, 2004. СС. 110-111

 

Ангел вновь восструбит, 1976 или 1977 г.

"Самым верным, самым простым путем является путь красоты. Ибо следуя им в поисках красоты, мы неизменно следуем путем, проложенным эволюцией. Движение эволюционных сил протекает в глубине человеческого сердца, и если только внимательно прислушаться к его голосу, к этим космическим шепотам, мы будем знать, куда идти, мы сможем различить ту цель, к которой движется Природа".

Там же, С. 114

 

Возлюби ближнего своего (Господом твоим), 1967 г.

"Всеобщая проблема состоит в том, чтобы определить свое собственное понимание и отношение к Божественному. Самая важная наша позиция – это стремление к высокой, возвышенной цели. Эта цель должна быть для каждого личной, индивидуальной, но если у нас не будет этой путеводной нити устремления, наше внутреннее «я» увянет, или деградирует.

На пути жизни человечество, подобно реке, следует по руслу эволюционной причинности. Наша внешняя цивилизация, со всеми ее явно замечательными достижениями, уводит человека от самого себя, за пределы самого себя, и суть человека не становится лучше оттого, движется ли он со скоростью семьсот миль в час или только сто. Почему так важно искусство? Почему столь необходимы гуманитарные предметы? Потому что они имеют дело с культурой внутреннего человека, и, создавая красоту, художник не может не возвыситься сам, так как любой поиск совершенства в нашем творческом выражении непременно оказывает глубокое влияние на наше внутреннее «я», на нашу личность. Мы становимся тем, о чем мы думаем, а думая о прекрасном, мы возвышаем себя до более высокого состояния".

Там же, С. 138

 

Распятое человечество, 1939-1942 гг.

"Преуспеет ли человечество в преодолении той бездонной пропасти, которая разделяет сейчас разные страны? Преуспеет ли человечество в предотвращении той катастрофы, которую ясно себе представляет, или же самой силой возмездия будет затянуто в водоворот неизбежного? Пока что человек редко когда выучивал урок, если только не был наказываем событиями столь ужасными и жестокими, что они не оставляли ему иного выбора, кроме как начинать все с нуля".

Там же, С. 128

 

"До тех пор пока человек вновь не откроет себя, свое внутреннее «я», человечеству не стоит и надеяться решить те сотрясающие его проблемы, с которыми оно столкнулось. – Страны, противостоящие друг другу, охваченные и подстегиваемые подозрением и ненавистью, страны, отказывающиеся видеть свет сотрудничества и доброжелательства. Вооружение, накопленное до предела, пригодное лишь в качестве инструмента разрушения и бесполезное в мирное время. – Когда ощущаешь пропасть человеческого непонимания и заблуждения и знаешь, что только сам человек может вытащить себя из этой пропасти, как же хочется найти способ пробудить человеческое сердце, в котором заключен секрет истинного сотрудничества".

Там же, С. 130

 

"Привязанность к внешним формам жизни развивается совершенно незаметно и постепенно вытесняет понимание высшего смысла бытия, крепко удерживая нас во все более затягивающихся путах наших собственных слабостей. Именно по этой причине мы должны суммировать и критически оценивать наше продвижение и мысли. Это крайне необходимо во все периоды нашей жизни. Чтобы внутренне освободиться от всех ненужных оков жизни и отдавать больше времени развитию и культивированию внутреннего человека".

Там же, С. 132

 

Вестник, 1947 г.

"Большая часть человечества, как ни странно, не осознает вполне своих жизней, живя от впечатления к впечатлению, полуавтоматически, не находя времени для того, чтобы глубоко задуматься и осознать те факты, которые являют свою истинную природу. Мы живем в век механики, и, поистине, мозг наш действует подобно автомату. Теперь многие привыкли посещать места развлечений. Эти места, в том виде, в каком они существуют, в некотором отношении полезны, но они очень вредны тем, что парализуют самостоятельность нашего мышления и часто прививают весьма сомнительные представления... Однажды определившись с направлением пути, мы не должны отклоняться, но терпеливо и предусмотрительно пролагать свой путь среди извилистых тропинок жизни... Змея всегда держит свою голову прямо, в то время как тело ее скользит, извиваясь между выступами. Весы жизни всегда колеблются, ибо вокруг нас нет ничего застывшего. Человек не может сделать даже остановки на своем пути: раз его продвижение прекращается, то он неминуемо регрессирует, так как все остальное не прекращает своего движения и потому обгоняет и должно обогнать его... Какое величественно-возвышенное понятие заключается в этом священном слове — Водительство! Дух, воодушевлявший великих Адептов и Святых, еще жив, хотя часто он прикрыт лохмотьями невежества.

Адепты, или Учителя, слишком часто были неверно истолкованы — и так было всегда.... Даже опытный астролог должен будет признать, что истинные возможности человеческой индивидуальности никогда не могут быть полностью объяснены одним лишь положением планет. В древних мистериях магов мы видим, что кандидат в мистерии именно получает так много расшифровок будущего, иными словами, он получает степень предвидения, однако он не может расшифровать то, что определяется более высоким адептом, нежели он сам.

Портрет Е.И. Рерих, 1937 г.

Затруднение, возникающее порой в расшифровке будущего, объясняется вмешательством влияний. Крупные события кажутся предопределенными, и я наблюдал, что они происходили именно так, как были предсказаны, хотя между видением и событием проходило длительное время. Этим типом ясновидения, или [даром] пророчеств, обладает Мама, ибо она может хорошо видеть будущие великие события, которые годы спустя имеют место в точности, как они предстали в ее видении. Эти события определяются Рукою Кармы, направляемые Владыками Кармы. И никто не может видеть их, но только Те, кого Они, Владыки, для этого избрали. Так как эти события предопределены и принимают свои очертания в высших сферах, то, вероятнее всего, они проявятся в противоречии с [нашими представлениями]. Один Адепт сказал: «То, что фактически формулирует Высшая Истина, может прозвучать, как тарабарщина безумного». Разве не в этом заключается великая Красота Иерархии, или линии Водительства, как ее порой называют на Востоке? Ах, какая беспредельная Красота лежит поверх этой преходящей сферы, этой школы, которую в невежестве своем люди не признают за таковую. Именно в жизни мы можем достичь великой трансмутации энергий, следуя великим Срединным Путем. Путем Раджа Йоги в ее самом возвышенном понятии. Владыка Будда сказал: «О вы, бхикшу и архаты, вы следуйте Срединным Путем!». Конфуций, Шанкарачарья, Св. Антоний, Миларепа — все они говорили и проповедовали о Срединном Пути.

Я написал все это, ибо знаю, как близко вашему сердцу Благо человечества".

Из письма С. Н. Рериха к З. Г. Лихтман 21.06.1935 // Письма, т. 1. М.:МЦР, 2004. СС. 137-140

 

"Раз уж мы полны решимости, то чего же нам бояться? ... Помните слова Конфуция: «Я восхваляю жизнь, но есть вещи, которые я восхваляю больше, чем жизнь. Я избегаю смерти, но есть вещи, которых я избегаю больше, чем смерти. Потому я не буду пытаться сохранять мою жизнь негодными средствами». Основная суть, кажется, такова. Хотя у меня нет книги, чтобы проверить. То же самое говорили и все другие Учителя. Объединившись для единого Дела и выражая готовность бороться за него до конца, мы образуем Нуклеус, который невозможно разрушить. Это предопределяет успех и в самом себе уже несет необходимый импульс.

Вспомните Владыку Будду под деревом Бодхи, говорящего: «Пусть тело мое иссохнет, но я не двинусь с этого места, пока не достигну Просветления».

А после Владыки Будды пришли другие. Читали ли Вы жизнеописание Миларепы? ... Там много интересных моментов. Победа суждена. Мы должны объединиться, собрать все наши силы и быть готовы к любым неожиданностям."

Из письма к Ф. Грант от 11.09.1935, там же, С. 161

 

"Духовная жизнь — это единственная реальность. Единственная вещь, имеющая смысл, ибо, если мы следуем Закону Эволюции, мы должны развиваться и продвигаться к цели. Только духовная жизнь может дать настоящих друзей, то драгоценное отражение «Единого Союза» среди нас.

Не ищите в жизни чего-либо, что не сможет последовать за вами по ту сторону. Иногда мы можем забывать, что должны перейти на другой План. Майя, Великая Иллюзия, сильна. Тот, кто желает взойти на следующую ступень, должен смотреть за пределы этой жизни. Узы Материи должны утратить свою хватку над тем, кто готов к восхождению. Тяжела непрерывная битва, ведущаяся днем и ночью. Но, как говорил Шри Кришна: «Тот, кто победил самого себя, более велик, чем одолевший тысячи врагов в битве». Раз мы знаем Путь, будем прилагать всю нашу энергию, чтобы следовать ему, и то, что кажется невозможным сегодня, станет реальностью завтра".

Из письма к Г. И. Фричи от 17.09.1935, там же, С. 163

 

Канченджанга вечером, 1952 г.

"В буддийских Писаниях говорится о порождении Кармы, когда вред причиняется обычным [людям] и Высоким Существам. Там говорится, что добро, совершенное по отношению к Будде, неизмеримо более продуктивно, нежели [просто] хорошая Карма, так и вредные действия, направленные против Просветленного, порождают несказуемое несчастье и бедствия. Проанализировав это, мы можем представить себе щепотку пороха и пороховой погреб. Поднеси спичку к одному — и он просто вспыхнет, ту же самую спичку поднеси к другому — и он разнесет склон горы за счет страшной высвобожденной из него силы. То же самое и с индивидуумами, обычными людьми и Высокими Существами.

Используйте иногда это сравнение, беседуя с людьми духовно настроенными. Обычный человек не различает отчетливо причину и следствие. Они говорят о Карме, но никогда не задумываются над ней в приложении к повседневной жизни".

Из письма к Ф. Грант от 10.11.1935, там же, С. 170

 

"В этой жизни существует один метод, принятый всеми великими реформаторами. Анализируя его, Вы увидите, как он прост и практичен. Нужно делать все, насколько мы можем. Неважно что. Жизнь так коротка, время летит. Мы должны спешить. Вечером попытайтесь подумать и представить себе, что Вы становитесь лучше и лучше в каждой части Вашего существа. Попытайтесь делать это какое-то время, и каждый день, выполняя Вашу работу, какой бы она ни была, попытайтесь делать ее лучше. Всегда вспоминайте Похари Бабу, индийского святого, который полировал свой маленький медный сосуд с необычайной любовью и заботой, когда он произносил свои молитвы. Когда каждая часть нашего существа пребывает в устремлении, тогда мы недалеки от Великих Врат".

Из письма к Г. И. Фричи от 2.12.1935, там же, С. 173

 

"1936 год всегда указывался как год великих перемен, и так оно и есть. Не здесь, не в этой жизни можем мы обрести наше счастье. Наше единственное счастье здесь может быть в полном осознании того, что мы исполняем свой долг. Каждый день и во всем мы должны стремиться делать это лучше и лучше. Пусть каждая наша мысль, каждое наше действие отражают то стремление сделать лучше. Это кратчайший, самый верный Путь Восхождения. Это путь Раджа Йоги в ее истинном значении. Человек должен начать восхождение оттуда, куда его поместила жизнь. Его окружение — его испытания. Каждая трудность — его лучший друг. Закон Кармы очень сложен, и иногда я буду стараться объяснить его внутреннюю работу. А тем временем будем стремиться в Будущее и надеяться, что вскоре мы встретимся".

Из письма к Э. Уэлш, декабрь 1935 г., там же С. 174

 

"Человек должен стремиться, не оглядываясь назад. Это является настоятельной потребностью его эволюции, но дух всегда должен направлять вверх. Мы должны преодолевать унаследованные склонности, которые все время пытаются подтолкнуть нас поступать [жестоко], что наша духовная природа никогда бы не одобрила. Но ввиду того, что именно духовная природа оказывает слишком незначительное влияние, жизнь обычного, среднего человека проходит в полном неведении ее истинного смысла. Мы должны попытаться понять, что истинное предназначение жизни — не что иное, как цикл эволюции, которая имеет своей целью материальный и духовный прогресс. А теперь давайте взвесим жизнь обычного человека. Он рождается в определенном окружении и живет в нем и совсем не стремится понять истинный смысл своей жизни. В действительности лишь немногие задаются вопросом: откуда мы пришли и куда идем? Обычно же люди довольствуются тем же, чем и их родители, исключение составляют материальные блага, которые обычно они стремятся приумножить".

Из письма к Р. Скотту, 1935 г., там же СС. 177-178

 

Индия, 1939 г.

"Я собрал все доступные здесь сведения в небольшую книгу вместе с моим собственным описанием Чаши. Я приведу сейчас перевод небольшого фрагмента из «Путешествий Сюань-Цзаня», написанных около 11–12 веков назад. Этот фрагмент многое Вам откроет... Цитирую дословно: «Чаша путешествовала с места на место, передвигаясь таинственным образом по воздуху, творя чудеса на благо людей, до тех пор пока не скрылась из виду во дворце Короля Драконов Сагары (Шамбалы - С. Н. Р.). Там она останется до прихода Будды Майтрейи, когда она вновь появится, чтобы быть свидетельницей. Согласно некоторым текстам, Чаша была однажды разбита нечестивым королем Михиракулой, но осколки ее снова соединились. Поскольку никто, ниже чем Будда, не может [пользоваться] ей, только Будда может взять ее с ее места отдыха. Побуждаемая скрытыми импульсами человеческой кармы, она перемещается с одного избранного места на другое, подобно тому как Буддизм распространялся или убывал». Да, истинно, время пришло!

Я датирую возраст Чаши от 10000 до 12000 лет. На ней есть водный узор, который может быть соотнесен со знаком Водолея".

Из письма к М. Лихтману от 28.05.1936, там же, СС. 187-188

 

"В столь сложном деле, как наше, представлено так много точек зрения, что только самый тщательный анализ всех за и против может дать желаемый результат. И что могло бы быть наиболее полезным для нас, так это дружественные собрания, на которых несколько человек, движимые одним и тем же желанием, образовали бы сильную магнетическую ауру... Годами я наблюдал и размышлял над тем, на чем основывается успех многих великих людей. Несомненно, это было полное подчинение тому Великому Идеалу, которому они служили; таким образом они порождали наимощнейшее магнетическое поле и преисполнялись такой решимости, что сама их природа соответственно изменялась. И наше тело изменяется каждой своей молекулой каждые 7 лет — эти молекулы полностью трансформируются и несут на себе отпечаток, а также ауру тех психических сил, которые непрестанно трудились над их формированием в течение этого периода продолжительностью в семь лет! Это и есть секрет любого успеха или, по крайней мере, большей части".

Из письма к Ф. Грант от 24.06.1936, там же, С. 190

 

Предупреждение человечеству, 1962 г.

".... Теперь весь мир в таком ужасающем состоянии. Похоже, что равнодушие и нечестность очень заразительны, и такое не может продолжаться долго. Собираются темные тучи, и Ангелы, Вестники Кармы, уже готовы излить на Землю Чашу Божьего Гнева. Что это будет за гул! И те, кто останутся, начнут построение Нового Мира, объединившись в сотрудничестве, и помощь придет.... Жизнь столь коротка. Слишком коротка, чтобы осуществить все, что желаешь сделать, и потому мы должны спешить. Какие прекрасные жизни у Великих Святых. Их сердца, зажженные от единого Великого Огня Служения. Для меня всегда огромная радость читать их жизнеописания — вечное стремление все выше и выше. К сожалению, обычный человек многого не знает о Великих Святых, об их жизнях. А примеры так важны. Благословенна Индия, даже в наши дни. Под строением «цивилизации» все еще таится Древний Дух Риши. Всюду можно чуять их Дух. И часто именно под причудливыми формами современной индийской жизни он сохранился для подлинных искателей.

Садху изображают с пучком спутанных волос — это естественная защита для истинно святых людей, которые обретают покой в жизни лишь вследствие людского презрения (часто оправдываемого) этих «Садху» и «Факиров». Как это ценно — и сегодня встречать людей, отправляющихся в паломничество в поисках Истины".

Из письма к Ф. Грант от 9.07.1936, там же, С. 193