Будущее Извары. Вл.Чернявский (взято с http://mirkultura.ru/budushhee-izvaryi-vl-chernyavskiy/)

2643-88

Судьба государственной стратегии на примере одного музея

Скоро исполнится десятилетие создания Государственной стратегии формирования системы достопримечательных мест, историко-культурных заповедников и музеев-заповедников Российской федерации, разработанной Министерством культуры РФ и Институтом Наследия. За длинным названием стоят вполне очевидные вещи. А именно, что музеи-заповедники – одна из самых эффективных форм использования объектов культурного наследия, способная сохранять и развивать культурное разнообразие России. Более того, культурные заповедники являются ответом на вопрос об источниках социального и экономического развития сельских поселений и буквально спасением для многих поселков и деревень. Они — суть источники развития внутреннего туризма, о котором так много говорится в последнее время на разных уровнях. Они же могут существенно помочь в организации детского отдыха и дополнительного образования.

На момент формирования стратегии в 2004 году общая посещаемость музеев-заповедников превысила 17 млн. человек. По оценкам авторов, музеи-заповедники могут обеспечить напрямую занятость до 40 тыс. человек, а косвенно — до 200 тыс. рабочих мест. Развитие сети музеев- заповедников могло бы активизировать экономику 150 малых и средних городах и исторических поселениях.

За примерами далеко ходить не надо. Достаточно вспомнить музей-заповедник «Михайловское», который обеспечивает более трети рабочих мест района и треть его бюджетных поступлений, является туристическим и культурным «брендом» Псковщины. В ходе разработки государственной стратегии было выявлено еще как минимум 50 подобных потенциальных точек с не меньшим потенциалом. Среди них один из ярких объектов – Музей-усадьба Н. К. Рериха в Изваре Ленинградской области.

«Путешествуя по России, я часто с грустью замечал, что самые благие по началам своим меры правительства остаются без исполнения…», — еще в 1849 году писал Иван Аксаков. Ровно тоже можно было бы написать и сегодня рассматривая пример «благого начала» в виде правительственной стратегии и реальной судьбы отдельно взятой усадьбы в Изваре.

Работы по реставрации Музея-усадьбы. 1970-е гг.

Работы по реставрации Музея-усадьбы. 1970-е гг.

История повторяется

Возрождение усадьбы в Изваре, история которой уходит корнями в «седые времена» русской культуры, началось в 1974 году, когда по призыву ЮНЕСКО в СССР было решено на государственном уровне отметить 100-летие выдающего русского художника и общественного деятеля Н. К. Рериха, которому некогда принадлежала усадьба. На момент 1974 года усадьбу под свои нужды занимал совхоз «Ударник», однако решение было принято и к 1978 году реставрация была закончена. На работы было потрачено порядка 150 000 советских рублей и, казалось бы, в Ленинградской области наконец появился новый интереснейший культурно-исторический центр. Однако тут на сцену вышла Дирекция объединенных музеев Ленинградской области, которая… отказывается от планов создания музея. В только что отреставрированный усадебный дом въехала дирекция совхоза «Ударник». Понадобилось еще шесть лет, чтобы Ленинградский ВООПИиК и общественность, добились выселения совхоза, формирования коллекций и экспозиций и открытия музея.

С тех пор прошло более 30-ти лет и 10 лет с момента создания министерской стратегии. Дирекция объединенных музеев Ленинградской области сменилась на ГБУК «Музейное агентство»Ленинградской области, в которую усадьба вошла как один из 30-ти «структурных подразделений». За это время работники музея и общественность добились присвоения музею статуса особо охраняемой природной территории «Памятник природы» регионального значения, но и только. Ни значимых ремонтных работ, ни планов по развитию территории. Знает ли руководство области и руководство ГБУК «Музейное агентство» о стратегии федерального министерства? Наверняка знает, но не имеет никаких причин ею руководствоваться и даже прислушиваться к мнению федерального органа. Сложилась удивительная ситуация, когда небольшой штат областных чиновников дистанционно управляет работой 30-ти музеев области из Санкт-Петербурга, полностью контролируя как музейную, так и хозяйственную деятельность, при этом не неся никакой ответственности за результаты собственной деятельности. В подтверждение тому история вокруг усадьбы, начавшаяся в прошлом году.

ГБУК против министерства

Возможно, сыграли свою роль многочисленные жалобы, но в начале осени прошлого года ГБУК наконец решил провести в усадьбе реставрационный ремонт, выделив под эти нужды 12 млн. рублей. Объявленный ГБУК конкурс с «ограниченным участием» плавно превратился в закупку «у единственного поставщика». Поставщиком оказалось ООО «ЭшелЪ», с которым был заключен контракт на 11 млн. рублей, предусматривающий проведение ремонта в двухмесячный срок. Не лишне сказать, что сами работники музея к организации конкурса и к выбору подрядчика допущены не были. Более того, работники музея лишены и возможности контроля за выполняемыми работами (!), а руководство ГБУК имеет «рычаг» для гашения «излишней активности» подчиненных в виде выговоров с угрозой увольнения.

Не мудрено. В 2014 году только в Ленобласти компания «ЭшелЪ» получила заказы на 40 млн. рублей от Комитета по культуре Ленобласти и опять же — «Музейного агентства». При этом, согласно расследованию «Делового Петербурга», гендиректор «ЭшелЪ» Евгений Загоскин, также руководил ООО «Альфарекон», которое стало фигурантом уголовного дела в Ярославской области в связи с хищением средств на реставрацию ротонды Гостиного двора Ярославля. В прошлом же году «ЭшелЪ» «прославился», участвуя в реставрации Богоявленского Собора в Ростове, когда в ходе работ обрушились часть стен и сводов.

Тем не менее, 30 сентября 2015 г. музей в Изваре закрылся на реставрацию.

Уже через месяц работ стало понятно, что ситуация с реставрацией идет «в разнос». 26 октября 2016 года Министерство культуры направляет в адрес главы ГБУК Л. А. Колесниковой правительственную телеграмму за подписью первого заместителя Министра культуры РФ В. В. Аристархова (№15927-01-71-Bd) с требованием обозначить дату окончания ремонта, мер по сохранению заработной платы коллектива на время ремонта, а так же требованием сообщить планы по развитию музея. Несмотря на то, что ремонт очевидно, срывается, 9 ноября из ГБУК приходит бодрый ответ (№1795/01-08) о том, что срок окончания ремонтно-реставрационных работ в музее – декабрь 2015 года, а меры по сохранению заработной платы коллектива… – перевод сотрудников на «неполное рабочее время», с выплатой зарплаты «пропорционально отработанному времени».

Спустя два дня из Министерства уходит письмо (№16942-01-56-Ва) уже в адрес Комитета по культуре Ленинградской области с предложением «перевести музей в статус самостоятельного музея-заповедника или создания филиала в учреждении Санкт-Петербурга или Ленинградской области». Проходит месяц, ремонт не завершен, однако министерство получает ответ, но не из Комитета по культуре, а снова из ГБУК за подписью той же Л. А. Колесниковой (№1992/01-08) о том, что придание Изварскому филиалу статуса музея-заповедника «экономическинецелесообразно». В качестве аргумента, госпожа Колесникова пишет о том, что «в настоящее время за счет средств областного бюджета в интерьерах усадебного дома Н. К. Рериха проводятся ремонтно-реставрационные работы», при этом зная, что работы по реставрации усадьбы уже сорваны.

Год подходит к концу, ремонт не завершен. 25 декабря 2015 года В. В. Аристархов пишет письмо уже на имя губернатора Ленинградской области А. Ю. Дрозденко (№19856-01-55-Ва) с просьбой «обратить внимание на судьбу одного из старейших учреждений культуры Ленинградской области – Музей-усадьбу Н.К.Рериха в Изваре, который, к сожалению, до сих пор не имеет статуса самостоятельного юридического лица». Почти одновременно в адрес губернатора уходит письмо от деятелей науки, культуры и искусства с просьбой «личного участия в судьбе Музея- усадьбы Н.К.Рериха».

Тем не менее, наступает февраль 2016 года – ремонт не завершен. В Комитет по культуре Ленинградской области на имя Е. В. Чайковского снова уходит письмо В. В. Аристархова (№2269- 01-56-Вd) с требованием сообщить о причинах изменения сроков окончания ремонта и сообщить о мерах по сохранению коллектива музея. Ответа от Комитета нет. 20 апреля 2016 года министерство направляет повторный запрос на имя Е. В. Чайковского (№6049-01-56-Ва). Наконец, в ответ Председатель Комитет по культуре пишет, что сроки ремонта сорваны. При этом, «забывает» сообщить о принятых мерах и новых плановых сроках открытия музея. Кроме того, судя по письму, председатель Комитета считает, что «внесение изменений в условия труда» сотрудников, которые семь месяцев работают в условиях «неполного рабочего времени», «было осуществлено в целях сохранения кадрового резерва» и «обеспечения защиты трудовых прав сотрудников» (!). 21 мая 2016 года министерство вновь обращается в Комитет по культуре (№957- 01-54-Ва) с требованием обозначить меры по решению возникшей ситуации и обозначить сроки открытия музея. Не получив ответ, 26 июля В. В. Аристархов вновь обращается к губернатору Ленинградской области (№11819-01-55-Ва) – лично вмешаться в ситуацию. Ведь прошел уже почти год с момента начала «реставрации». Без ответа остаются многие вопросы. Кто ответит за такую организацию «реставрации» в Рериховской усадьбе в Изваре? Кто компенсирует работникам музея необоснованно потерянные средства заработной платы? Кто компенсирует ущерб самому музею и областному бюджету за бездарно потраченное рабочее время и упущенную прибыль? Кто ответит общественности и посетителям музея, почему они по сию пору лишены возможности посещения уникальной усадьбы в течение стольких месяцев, в том числе и в летний наиболее благоприятный для музея сезон?

2643-86

Будущее Извары

Возвращаясь к забытой министерской стратегии и будущему усадьбы, хочется верить, что руководство Ленинградской области найдет силы и средства вытащить музей из затяжного ремонта. Очередной срок окончания ремонта назначен на 1-е октября. Но, что дальше?

У усадьбы прекрасные перспективы, которые нужно суметь использовать. На сегодняшний день — это уникальный комплекс памятников природы, археологии, архитектуры, культуры, центром которой является старинная русская усадьба 18 века, плюс двухэтажное каменное здание бывшего Училищного дома Земледельческой колонии в стиле модерн, хозяйственные постройки XVIII – XIX вв., старинный парк с родниковыми озерами, часть леса, озеро Глухое и т.д. В целом – 58,68 га.

За время существования музея было разработано несколько проектов развития усадьбы и музея. Здесь может быть создан детский краеведческий центр Ленинградской области, могли бы быть разработаны туристические программы, включающие не только традиционные экскурсионнуюформу, но и археологию, и народные промыслы. В бывшем Училищном доме Земледельческой колонии могут разместиться как учебные классы, так гостиница для туристических краеведческих лагерей и выездных лагерей юных художников.

Для этого, безусловно, музей должен приобрести самостоятельный статус и быть поддержан отдельной программой на уровне Ленинградской области. Только так стимулы, обозначенные в стратегии министерства, могут начать работать. Конечно, при поддержке самого министерства и российской общественности.