Уникальность творческого наследия семьи Рерихов состоит в том, что его художественные, литературные, научные и др. аспекты являются выражением мощного мировоззренческого базиса, сформированного неустанным стремлением Н.К. Рериха, Е.И. Рерих, Ю.Н. Рериха, С.Н. Рериха найти единые духовные корни культурных традиций различных народов мира. Это стремление наполнило философские основы рериховского наследия удивительно гармоничным синтезом культурных традиций, идеалами гуманизма и общечеловеческих ценностей.
Современное положение в мире, связанное с обостренным противостоянием созидательных и разрушительных сил, с борьбой старого отживающего мировоззрения и нарождающегося, устремленного в будущее нового, с усилением ключевой роли России в этом общемировом процессе и ее ускоряющейся евразийской переориентацией, подтверждает предвидения таких мыслителей, как М.В. Ломоносов, А. Тойнби, О. Шпенглер, А.С. Пушкин, Ф.М. Достоевский, А.С. Хомяков, Н.Я. Данилевский, Н.С. Трубецкой, В.И. и Г.В. Вернадские, П.Н. Савицкий, Л.Н. Гумилев и особенно Рерихи, обосновывавших с разных сторон затухание западной цивилизации и возникновение на Востоке – в Сибири и Центральной Азии – качественно новой, одухотворенной цивилизации. Геополитические стимулы, которыми руководствуются сегодня многие страны, усиливая напряженность в мире, должны быть укрощены и преобразованы духовной мощью, заложенной в общечеловеческой Культуре.
Современная ситуация ярко свидетельствует, что активное изучение и актуализация в культурно-духовном пространстве России и на международной арене уникального культуротворческого и миротворческого потенциала наследия Рерихов, становится насущной необходимостью, если угодно – «зовом времени». Многие широко мыслящие люди начинают понимать, что идеал Н.К. Рериха, лаконично выраженный в формуле «Мир через Культуру», мог бы стать одной из базовых составляющих в поиске т.н. «русской идеи». Культуроохранные идеи Н.К. Рериха, воплощенные в «Пакте Рериха» (его 80-летний юбилей мировая общественность отметила в этом году), как никогда актуальны в условиях беспрецедентных утрат культурного наследия в различных горячих точках мира конце прошлого – начале нынешнего века. Кроме того, идеи философского наследия Рерихов и евразийцев могли бы оказать существенную помощь государственной власти РФ в создании культурного и общественного базиса для реализации эволюционного разворота РФ на Восток, оживить корни духовной общности народов России и Индии, помочь углублению культурного сотрудничества России с Китаем, Монголией и другими азиатскими странами, а также способствовать созданию нового мирового центра культурных инициатив – с опорой на такие сообщества, как ШОС, БРИКС и др.
Вместе с тем в нашей стране накопились и огромные проблемы, связанные с наследием семьи Рерихов. Например, замалчивание, а порой намеренная клевета и искажение философских идеалов наследия, невыполнение правительством СССР обещаний о создании государственного музея Н.К. Рериха, данных при передаче Рерихами и их ближайшими сотрудниками значительных коллекций рериховского наследия в СССР, отсутствие государственной поддержки, обещанной при создании Советского фонда Рерихов и т.д. Сегодня мы наблюдаем совершенно неплодотворное и бесперспективное противостояние Министерства культуры РФ и Международного Центра Рерихов. Оно может привести к разрушительным, совершенно непредсказуемым последствиям для всего рериховского движения, прежде всего в России. В свою очередь, в некоторой части рериховского сообщества явно недооцениваются позитивные возможности сотрудничества общественных организаций с государством в лице Администрации Президента РФ, Министерства иностранных дел, Министерства культуры, Правительства Москвы, депутатов Госдумы, Общественной палаты РФ и др.
Мы уверены, что настал момент, когда, с одной стороны, государственная власть России должна обратиться лицом к насущнейшим проблемам, имеющимся в этой области, и предпринять практические шаги к тому, чтобы наследие семьи Рерихов заняло достойное, соответствующее его культуротворческому потенциалу место в общественной и культурной жизни нашей страны. С другой стороны, рериховское культурное движение, в лице его наиболее просвещенных представителей, должно пойти навстречу реальным интересам российского государства и общества в сфере культуры, межнациональных и межконфессиональных отношений, внешней и внутренней политики.

***

Мы обращаемся к ученым – исследователям наследия семьи Рерихов, – имея в виду то, что ваше серьезное понимание наследия подтверждено Вашими научными исследованиями, публикациями, выступлениями, вошедшими в фонд новой междисциплинарной области гуманитарного знания – РЕРИХОВЕДЕНИЯ. Сегодня Ваше профессиональное мнение имеет большое значение не только для выбора эффективных путей развития этой области знания, но и собственно для дальнейшей судьбы наследия Рерихов, переданного этой семьей в Россию.
Также мы обращаемся к авторитетным деятелям культуры, науки, всех органов государственной власти, понимая то, что ваши знания и богатый опыт могут иметь решающее значение для разработки и практической реализации решения проблем, которые выносятся на обсуждение нашего круглого стола.
24 августа 2015 гола ушла из жизни Людмила Васильевна Шапошникова. С ее именем связана целая эпоха развития рериховского движения и рериховедения в России и мире. Безусловным, неоспоримым достижением этой выдающейся личности стало создание замечательного общественного Музея имени Н.К. Рериха в Москве. Она оставила после себя многочисленные труды в области рериховедения, дала теоретическое обоснование и организационный импульс развитию этого исследовательского направления.
Для наступающего нового этапа научного изучения и философского осмысления, систематизации наследия Рерихов, определения обновленных форм и методов его продвижения и использования, учитывающего реалии современного мира, необходимо, как нам представляется, необходимо следующее:

– объединить усилия и, по возможности, выработать согласованную позицию опытных и знающих различные аспекты наследия исследователей по вопросам добросовестного творческого изучения наследия семьи Рерихов и использования его огромного потенциала в нашей стране и за рубежом;
– оценить своевременность и важность создания в РФ таких условий, в которых рериховское наследие, как единое целое, выходя за рамки узких групповых, конъюнктурных, сиюминутных интересов, могло бы эффективно служить стратегическому развитию Российского государства и общества, содействуя закономерному евразийскому развороту современной государственной политики России и делу «мира во всем мире».

Этому бескорыстному служению России, во имя создания страны «великой Культуры», о которой всегда мечтали сами Рерихи и ради которой они не страшились никаких препятствий, на протяжении многих лет мешают известные кризисные явления как внутри России, так и в мире. Отрадно, что недавно на высшем уровне в нашем государстве были приняты «Основы государственной культурной политики» и началась разработка «Стратегии государственной культурной политики». Намечаемые изменения в жизни страны имеют историческую важность, ибо призваны совершенно обоснованно восстановить в иерархии ценностей приоритет Культуры над всеми остальными аспектами общественной и государственной жизни. Для совершенствования деятельности в этом направлении необходима консолидация усилий наиболее просвещенных слоев российского общества, в том числе достойных представителей рериховского движения, опирающихся на уникальное наследие семьи Рерихов. В то же время необходимо преодолеть проблемы, накопившиеся и резко обострившиеся в последнее время в самом рериховском сообществе. В их числе многолетний спор о праве собственности на наследие и объекты недвижимости между Международным Центром Рерихов и Министерством культуры РФ, последствия которого в настоящее время принимают драматичный и непредсказуемый характер не только для дальнейшего существования общественного Музея имени Н.К. Рериха в Москве и всего рериховского движения, но и для судьбы самого наследия.
Определяя будущие возможные пути изучения великого наследия и обновленные формы просветительской деятельности, нужно сохранить лучшее из того, что в этом направлении делалось сотрудниками Международного Центра-Музея имени Н.К. Рериха, рериховскими организациями ему помогавшими и достойными представителями рериховского движения разных стран. Опытные, знающие, творческие, устремленные и самоотверженные люди, преданные делу Рерихов и Учению Живой Этики, - это самое главное наше достояние и залог успещного продвижения.
Приглашая Вас участвовать в работе Круглого стола, мы предлагаем Вам:

– непредвзято, взвешенно, минуя крайние позиции, обсудить ситуацию, сложившуюся вокруг наследия Рерихов в России;
– наметить новые, наиболее эффективные пути актуализации наследия Рерихов в духовно-культурном пространстве России с единственной и в то же время всеобъемлющей целью – обеспечить его служение динамичному развитию и совершенствованию Российского государства и общества;
– подчеркнуть острую необходимость тесного сотрудничества государства и общественного рериховского движения в вопросах продвижения культуроохранных и миротворческих инициатив Н.К. Рериха, практического воплощения его грандиозной концепции «Мир через Культуру»;
– найти наиболее целесообразные, действенные и живые формы выхода из контрпродуктивного конфликта между государственной властью РФ и определенной частью рериховского культурного движения;
– подготовить обращения, направленные как к государственной власти, так и к рериховскому движению, призванные погасить конфликт и ввести процесс разрешения накопленных более чем за два десятилетия проблем в русло конструктивного, взаимоуважительного диалога, учитывающего обстоятельства как юридического и экономического, так и социокультурного, исторического, этического, психологического характера.

Обращаем ваше внимание, что при этом необходимо учесть те условия, с которыми передавал С.Н. Рерих наследие в Россию, его желание, чтобы сохранением и популяризацией наследия занимались не случайные люди, но профессионалы, глубоко понимающие значение наследия, а также чтобы работа с наследием не была ограничена формами официальных государственных учреждений культуры, но протекала в общественной организации, поддерживаемой финансово и административно государственными ведомствами. Рерихи всегда в своей деятельности настойчиво продвигали практику взаимозаинтересованного общественно-государственного сотрудничества. При этом общественная инициатива Рерихов и их ближайших сподвижников весьма корректно, в соответствии с существующими идеологическими, политическими, социокультурными условиями, была направлена на поиск путей благожелательного взаимодействия с правительствами тех стран, в которых они трудились. Так было и в царской России, и в СССР, и в США, и в Индии, и в социалистической Болгарии. Так бы они, безусловно, действовали и в современной России – искали и находили точки естественного взаимодействия, мудро избегая всякой конфронтации с государственной властью.

В круглом столе примут участие авторитетные ученые – исследователи наследия Рерихов, а также представители культуры, науки, государственных органов. Одним из возможных результатов круглого стола может стать начало формирования организационной структуры научного сообщества исследователей наследия Рерихов, создание независимой площадки для свободных профессиональных дискуссий, проведения научных конференций и семинаров, реализации исследовательских проектов и т.д.

Самого Вам СВЕТЛОГО! Очень рассчитываем на Ваше заинтересованное участие!


Оргкомитет