Предисловие Национального рериховского комитета к статье директора Музея-усадьбы Н. К. Рериха О. А. Черкасовой

 

В последние полтора года продолжалось острое противостояние, возникшее из-за расхождения во взглядах на судьбу наследия семьи Рерихов между Министерством культуры РФ, Государственным музеем искусства народов Востока, с одной стороны, и Международным Центром-музеем имени Н. К. Рериха – с другой.

Оно сопровождается административными действиями властей, судебными разбирательствами, нехваткой средств для поддержания нормальной работы общественного Музея имени Н. К. Рериха, а также разнообразными, зачастую противоречивыми и недобросовестными, публикациями в СМИ, письмами и обращениями в различные инстанции приверженцев каждой из сторон.

Национальный рериховский комитет (НРК) не раз обращался к этой непростой теме. По нашей инициативе в Общественной палате Российской Федерации проводились круглые столы, принимались соответствующие резолюции, наши представители участвовали в конференциях, встречах и собраниях разного уровня, как в России, так и за рубежом, на сайте НРК публикуются статьи, письма, заявления и видеоматериалы, представляющие разные позиции по этому вопросу.

Напомним, что создание НРК в немалой степени было мотивировано необходимостью консолидации творческих людей, на высоком уровне профессионализма обладающих знаниями и опытом в разных сферах научно-культурной, философской, дипломатической, педагогической и иной деятельности, разделяющих принципиальные мировоззренческие позиции Учения Живой Этики и членов семьи Рерихов, изучающих их многогранное, уникальное наследие и стремящихся в общественно-государственном партнерстве и сотрудничестве помочь обретению новых достойных культурных форм его сохранения, изучения и воплощения в жизнь.

В связи с возникающими вопросами, поясняем, что НРК создан и на данном этапе проводит на законных основаниях свою деятельность в качестве общественного объединения без образования юридического лица (статьи 5 и 18 Федерального закона № 82-ФЗ от 19.05.1995 "Об общественных объединениях"), что не исключает возможности его дальнейшей регистрации в приемлемых юридических формах, в том числе в качестве общественно-государственной организации.

Помещая на нашем сайте статью директора государственного Музея-усадьбы Н. К. Рериха в Изваре Ольги Анатольевны Черкасовой, мы высоко оцениваем высказанные в ней мысли и озабоченность будущим общественного Центра-музея имени Н. К. Рериха, расположенного в усадьбе Лопухиных, поддерживаем ее мысли о необходимости поиска возможности объединения наследия Рерихов в рамках некоего культурного комплекса, который она именует "Музеем и Центром миротворчества". Не исключено, конечно, и появление каких-то других предложений на этот счет.

Для сохранения целостности великого наследия необходимо отодвинуть в сторону личные амбиции, прекратить взаимные обвинения и поиск врагов, постараться прийти к разумному соглашению ради гораздо более значимой задачи сохранения и творческого, научно ориентированного изучения и распространения заложенных в нем идей. При создании, таким образом, благоприятных условий свой вклад в это общее дело смогли бы вносить как все основные рериховские общественные группы и отдельные исследователи, так и заинтересованные государственные организации.

На начальном этапе этого объединительного процесса, например, вполне возможным было бы, на наш взгляд, "сосуществование" на договоренных условиях в усадьбе Лопухиных двух музеев – общественного и государственного. В дальнейшем можно было бы вести дело к созданию единой экспозиции, создаваемой на основе объединения наследия на территории единого общественно-государственного комплекса. Именно это, как мы понимаем, имеет в виду О. А. Черкасова.

Повторяем, что для сохранения бесценного для всего человечества наследия Рерихов нужны добрая воля, компетентная, открытая и честная согласованность и координация действий. Жизнь покажет, кто к этому готов, а кто ищет предлоги для отказа от сотрудничества.

Считаем, что одним из полезных и важных шагов на пути объединения наследия может стать проведение крупной совместной выставки картин Н. К. Рериха из коллекций МЦР и ГМВ и, возможно, других российских и иностранных музеев, предложенное на рабочем совещании в Совете Федерации и поддержанное в письме Международной Лиги защиты Культуры, посвященном урегулированию конфликта.

Присоединяемся к высказанному в статье О. А. Черкасовой призыву, адресованному всем российским образовательным, общественным и государственным организациям, в том числе музеям, содействовать разрешению затянувшейся конфликтной ситуации и созданию подходящих условий для объединения и сохранения великого наследия семьи Рерихов на принципах общественно-государственного культурного и делового партнерства.

 

Национальный рериховский комитет

 


В 2015 году мир отметил 80-летие подписания Пакта Рериха, первого международного договора, защищающего ценности культуры как общечеловеческое достояние.

Мы все говорим правильные слова о значении Культуры и Мира, о необходимости защищать памятники культуры, науки, религии; среди этих бесценных для всего человечества понятий находятся и музеи.

Музей возник как Храм муз; по определению, музеи и хранят, и изучают, и воспитывают. В Москве, в ее сердце, рядом с храмом Христа Спасителя, уже много лет радует многочисленных посетителей и тех, кто дорожит наследием великого русского художника Н. К. Рериха, Центр-музей имени Н. К. Рериха.

История его создания поистине знаменательна.

Н. К. Рерих ушел из жизни в 1947 году, мечтая вернуться на Родину. После его ухода собиралась вернуться в Россию его супруга Е. И. Рерих и старший сын Ю. Н. Рерих. Велись переговоры с посольством СССР и ждали обещанного парохода... Не сбылись и их ожидания. В 1955 году ушла из жизни Е. И. Рерих.

Выполнение задуманного – вернуть Родине творения ее великого сына, Н. К. Рериха, – взял на себя Ю. Н. Рерих.

В 1957 году Ю. Н. Рерих приехал в Россию. Он передал в дар государству для создания музея Рериха картины Н. К. Рериха, с творчеством которого должны были, наконец, встретиться его соотечественники. Обсуждались варианты – в Москве, в Ленинграде или в Новосибирске. В 1960 г. Ю. Н. Рерих ушел из жизни. Музей не был создан.

В 1990 году С. Н. Рерих, младший сын художника, передал картины, архивы и личные вещи Н. К. Рериха и его семьи для создания музея Н. К. Рериха в Москве Л. В. Шапошниковой, востоковеду и энергичному культурному деятелю.

Ценой самоотверженных усилий Л. В. Шапошниковой и многих достойных представителей русской культуры, в том числе русских дипломатов, в экстремальных условиях этот ценный груз был перевезен в Москву.

Предстояло восстановить разрушенную усадьбу Лопухиных, создать условия для хранения картин и архива, создать музей и центр культуры и мира, посвященный Н. К. Рериху и великому понятию Культуры, которому он служил.

На наших глазах происходил удивительный процесс созидания в самых трудных условиях. Можно сравнить фотографии начала этого процесса с днем сегодняшним. Это надо сделать для объективности наших выводов о судьбе Международного Центра Рерихов, в названии которого – мера ответственности и государства, и культурной общественности России за свои инициативы, достойные имени Н. К. Рериха как великого русского художника и культурного деятеля.

Мы все знаем, что Центр-музей имени Н. К. Рериха в Москве создавался соборными усилиями многих, что этот Центр хранит бесценное сокровище картин Рериха, очень важные для будущего архивы.

Мы все были свидетелями, как из руин возрождалась усадьба, созидался музей и развивалась колоссальная по значению издательская деятельность. Листы дневника Н. К. Рериха, письма Е. И. Рерих, альбомы репродукций и факсимильные воспроизведения редких изданий и многое другое – лучшие примеры этой деятельности в разных уголках нашей огромной страны. Все это делалось без копейки государственных денег, но с разрешения государства, законно, общественно...

Так, в центре Москвы, рядом с храмом Христа Спасителя, возник действующий культурный центр, олицетворяющий идеи Н. К. Рериха о значении культуры, как подтверждение реальности результатов объединенных усилий людей, защищающих ее. Как пример созидания, продемонстрированный культурной общественностью России и других стран. Разве эта деятельность не посвящена Культуре? Разве этот пример не является достойным великой страны? Разве международное значение этого Центра-музея имени Н. К. Рериха во славу Родины не является нашим общим достоянием? Нашей гордостью?

16 февраля 2016 года коллегия Министерства культуры приняла решение о создании Государственного музея Рериха на базе Музея Востока. При этом разместится этот музей в той же усадьбе Лопухиных и картины, принадлежащие Центру-музею, должны быть переданы этому новому музею. Экспозиция существующего музея должна быть переделана... Куда переедет МЦР с картинами Н. К. Рериха – не обсуждается...

В реальности это означает закрытие существующего музея на неопределенный, очень продолжительный срок.

Разве мы все не рады решению создать государственный музей Рериха на базе Музея Востока?

Конечно, рады, но не разрушая, а созидая. Мы не можем радоваться созданию нового музея, разрушая тот, который уже есть.

Возникает неизбежный вопрос: каким образом благое решение Министерства культуры России создать Государственный музей Рериха может стать не камнем преткновения на этом достойном пути, а основанием для объединения усилий и созидания еще более яркого Центра-музея имени Рериха, воплощающего все лучшие достижения в музееведении и культурно-просветительской, патриотической работе отечественных музеев и многочисленных общественных организаций и объединений, созидающих и защищающих культуру?

Как это сделать? Давайте подумаем все вместе. Коллегия Министерства культуры должна расшириться до коллегии не только сотрудников министерства и избранных приглашенных на ее заседание, но всех тех, кому не безразлична судьба наследия Н. К. Рериха и членов его семьи на Родине, горячо им любимой, в России, за которой – великое будущее.

Кто может сказать с чистой совестью, что рассмотрены все шансы найти соломоново решение, не разрушающее уже созданного?

Расширить экспозицию, расширить возможности культурного просвещения, создать под Знаменем Мира, во исполнение мечты Н. К. Рериха о грядущей эпохе Культуры, в которой ни искусство, ни наука не противоречат религии, но подтверждают вечные законы духовной жизни человечества, уникальный, многогранный и достойный высоких понятий Культуры и Мира Музей и Центр Миротворчества, под светлым Знаменем которого будут показаны с помощью прекрасных картин великого русского художника Н. К. Рериха безграничные возможности Красоты и Знания, Дружбы и Мира всех народов на земле.

Очевидно, что Жизнь дает нам всем шанс доказать на деле, в практике соборного решения этот возникший и обострившийся с уходом из жизни Л. В. Шапошниковой вопрос – о будущем Центра-музея имени Н. К. Рериха МЦР, о будущем Государственного музея Рериха в Москве и развитии истинного Центра Мира и Культуры, Миротворчества, воплощающего заветы Н. К. Рериха, в старинной русской усадьбе Лопухиных, в музейном квартале Москвы.

Не разрушать, а созидать, соединять под знаменем Мира, знаменем Культуры мы призваны Отечеством в этот особенный период истории, к этому призывают нас и Президент России В. В. Путин, и Патриарх Кирилл, и все прогрессивные деятели человечества. И не случайно создание такого благого примера для всех – объединения государственной воли о создании музея и общественной инициативы уже существующего музея и Национального рериховского комитета и многих других общественных патриотических организаций – предстоит именно в связи с именем Н. К. Рериха, давшим миру Пакт Культуры.

Миротворчество, веротерпимость, многонациональность нашей страны, ее духовное наследие, принципы и заветы, воплощенные в творчестве Н. К. Рериха, представленном в центре Москвы объединенными усилиями всех людей доброй воли, должны стать краеугольным камнем Будущего, образ которого более ста лет назад дал Н. К. Рерих, сравнив созидание этого будущего с постройкой Храма: "Для того, чтобы сковалась стройная эпоха творчества, нужно, чтобы вслед за художниками все общество приняло участие в постройке храма. Не холодными зрителями должны быть все люди, но сотрудниками работы".

 

О. А. Черкасова,

директор Музея-усадьбы Н. К. Рериха в Изваре,

президент ЛОРОО «Историко-культурный центр "Извара"»,

член Совета Областного отделения РГО,

член Санкт-Петербургского союза ученых,

член правления Общества культурных связей Санкт-Петербурга и Индии