18 апреля с. г. в Совете Федерации РФ состоялась встреча представителей Национального рериховского комитета (НРК) с членом Комитета по науке, культуре и образованию Совета Федерации В.В. Кондрашиным. От НРК в ней приняли участие Президент НРК А.П. Лосюков и члены НРК Ш.А. Амонашвили и М.Н. Чирятьев.

Обсуждалась ситуация, сложившаяся вокруг переданного в Россию С.Н. Рерихом наследия семьи Рерихов, в том числе возможные пути выхода из кризиса, в котором находится сейчас Международный центр Рерихов.
Представители НРК довели до сведения Комитета опубликованную 27 марта с. г. позицию НРК в связи с проведенной 7 марта с. г. выемкой следственными органами картин в общественном Музее им. Н.К. Рериха.
Было аргументированно показано, что сохранение и изучение ценного наследия, переданного семьей Рерихов для всего российского народа, должны быть обеспечены сегодня совместными усилиями российского государства и общества. Необходимо найти, наконец, правильное долговременное решение имеющихся проблем, что позволило бы перевести затянувшийся конфликт в спокойный режим работы с ним, при котором государство обеспечивало бы целостность, сохранность и безопасность наследия, а общественность имела к нему беспрепятственный доступ и возможность заниматься его изучением.
В.В. Кондрашиным была высказана просьба конкретизировать видение НРК о возможных путях достижения такого положения, в связи с чем 2 мая с. г. НРК направил в Комитет по науке, культуре и образованию Совета Федерации РФ следующие предложения.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ НРК ПО РАЗРЕШЕНИЮ КРИЗИСНОЙ СИТУАЦИИ ВОКРУГ НАСЛЕДИЯ РЕРИХОВ

1. В усадьбе Лопухиных (Москва, Малый Знаменский переулок, д. 3/5) создается общественно-государственный комплекс под условным названием «Дом Рерихов». Организационно он состоит из двух основных частей – Государственного музея Рерихов и общественного объединения «Национальный рериховский комитет».
2. Государственный музей Рерихов является филиалом Государственного музея Востока. В дальнейшем, желательно его выделение в самостоятельный государственный музей федерального уровня.
3. Государственный музей Рерихов и общественное объединение «Национальный рериховский комитет» разрабатывают и подписывают договор о партнерстве и взаимодействии, который представляет собой юридическую основу общественно-государственного партнерства в этой области. В договоре фиксируются конкретные обязательства и права сторон, в том числе: выделение помещения для организации работы НРК, участие общественности в разработке концепции и организации экспозиции государственного музея, оказание общественностью всесторонней помощи работе музея, обеспечение установленных государством норм доступа к материалам архива музея (это в МЦР не соблюдалось), возможность проведения совместных семинаров и конференций, осуществление научно-исследовательской, издательской и др. деятельности на территории музейного комплекса, совместное участие в международных проектах и др.
4. Представители НРК входят в научно-экспертный совет при государственном музее, а представители музея, в свою очередь, интегрируются в руководящие органы НРК. Таким образом осуществляется практическое взаимодействие и координация планов работы.
5. НРК, в соответствии со своим Уставом, занимается изучением и популяризацией творческого наследия Рерихов, создает Институт Рерихов (научно-ориентированный проект), организует волонтерскую работу по помощи государственному музею, поддерживает контакты с рериховскими организациями, являясь структурой, нацеленной на содействие обеспечению свободного доступа заинтересованных общественных организаций к работе с наследием и т.д.
6. НРК ведет свою деятельность за счет поддержки общественности, меценатской и донорской помощи, получения грантов и стипендий, как государственных, так и частных.