Во второй день июля 2020 года состоялось торжественное награждение победителей VII Международного конкурса сочинений «Почему каждая страна должна охранять сокровища Культуры?». Организаторами конкурса выступили Социально-гуманитарный институт и Институт культуры Донецкого национального технического университета от имени всего ДонНТУ.

Конкурс должен был способствовать пониманию обществом истинного значения Культуры как почитания Света (духовного начала), как единства Искусства, Науки и Религии — всего священного, познавательного и прекрасного. Все, что создано лучшего в искусстве, в науке, в духовных учениях — все это должно быть осознано людьми и защищено от гибельного забвения. Организаторы конкурса призвали защитить Прекрасное в жизни, помочь молодому поколению осознать Красоту, учить детей культуре мышления, ибо научить красиво мыслить детей — значит спасти от тьмы разрушения наше достояние, Культуру, спасти наше будущее.

После подведения итогов конкурса были определены 9 победителей в 3 возрастных группах (http://donntu.org/sites/default/files/konkurs-itog-2020.pdf). Памятные дипломы и ценные подарки вручил тем победителям, которые смогли присутствовать на церемонии, ректор ДонНТУ А.Я. Аноприенко. Событие завершилось речью члена Национального рериховского комитета, руководителя Института культуры ДонНТУ С.Г. Джуры, в которой он осветил тревожную ситуацию с современным пониманием культуры, в том числе в свете последней волны сноса памятников, которая охватила цивилизованный мир.

Еще 70 лет назад были первые попытки организовать конкурс под этим наименованием. Так, в своем письме от 21.12.1950 г. американским сотрудникам Е.И. Рерих писала: "Конечно, объявление конкурса в школах на сочинение на тему "Почему каждая страна должна охранять сокровища Культуры?" - прекрасная мысль, и следует осуществить ее, хотя время сейчас такое, что многое может помешать провести это благое начинание в ближайшем будущем. Но, во всяком случае, мысль эту надо лелеять, и где-то она сможет быть проведена". И вот, этот конкурс 7-й раз проходит в современном пространстве Евразии. В присланных в этом году работах можно обнаружить такие размышления детей о значении культуры.

 

«Именно благодаря культуре и культурному наследию многим народам удавалось сохранить собственную самобытность. Разрушительная сила войн сметала сёла и города, но при этом традиции продолжали жить и помогали людям адаптироваться к новой реальности…

С историческими памятниками связаны многовековые события, они хранят в себе историю и настроения людей того времени. Осознание культурного наследия делает человека более развитым и богатым духовно. Оно подвигает его сердце к поиску истины. Очень важно чувствовать связь с предыдущими поколениями».

Никита Леонов, 15 лет, ученик гимназии № 40 г. Барнаула


«Каждый из нас понимает, что пути к совершенству невозможны без памяти о нашей Культуре. Наши стремления должны быть направлены на то, чтобы каждый создавал «культурную память», охранял ее и передавал по наследству молодому поколению. Как говорил известный русский художник, философ, писатель и общественный деятель Николай Рерих, «там, где Культура, там и Мир. Там и подвиг, там и правильное решение труднейших социальных проблем»…

Я думаю, вы согласитесь со мной, что «культурная память» — это не только памятники архитектуры или произведения великих композиторов, художников, писателей, это — душа народа. А ведь мы знаем: душа бессмертна… К сожалению, многие люди считают, что, избавляясь от прошлого, можно быстрее построить прекрасное будущее. Вот и шагает сейчас по Украине так называемый «ленинопад». А правильно ли это? Разрушение культурных памятников смело можно назвать вандализмом. Я считаю, что убивая прошлое, стирая его с лица земли, мы приносим вред только себе. Нельзя вычеркнуть то, что хранится в сердцах многих людей...»

Родион Тудоровский, ученик 11-А класса гимназии № 6 г. Донецка


«Наша культура – это наша путеводная звезда, наша Большая Медведица, наша Альфа и Омега. Это тот священный Грааль, который мы должны беречь и нести через тысячелетия нашей истории…

Культура как неразрывная связь поколений, как вечная память сердца народа, нашего сердца… Культура – вот настоящее сокровище!..

Моя мама мне говорила: «Когда не знаешь, как поступить, подумай, будет ли это красиво?» Какой красивый совет! Ведь Красота – это мерило гармонии, чистоты, истины…

Джером Дэвид Сэлинджер в своей повести «Над пропастью во ржи» писал о потерянном поколении Америки. Это пришло и к нам. Мы тоже многое потеряли. Самое страшное, что потеряли и те, кто и приобрести не успел. Эти люди даже не знают, что им чего-то не хватает…

Почему каждая страна должна охранять сокровища Культуры? Я бы спросила: «Для кого?». Для детей! Взрослые должны оставить детям лучший мир. Мы все должны сделать мир лучше, чем он был до нас».

Екатерина Власова, учащаяся 9-Г класса лицея «Коллеж» г. Донецка


«… наилучшим выражением культуры является искусство: оно ярче, глубже и всесторонне отражает жизнь народа, притом не только внешнюю, показную сторону этой жизни, но и ее внутренний смысл, ее затаенное значение, вскрывая самые заветные мысли, чувства и чаяния великой народной души. Поэтому искусство — самый желанный, самый благоуханный цветок культуры. Но, как всякий цветок, оно по самой природе хрупко, и потому-то с давних пор уже усилия человечества направлены к тому, чтобы всеми способами оберегать его, старательно собирая даже опавшие от невзгод лепестки его…

… каждая страна должна охранять сокровища своей культуры, внося свой вклад в общее дело — сохранение и преумножение мировой культуры. Все это связанно с историей, каждая страна обязана охранять свою культуру. Потому что без истории нет прошлого, а без прошлого нет настоящего. Культура — самое ценное, что есть у народа, и её надо беречь.

Закончить своё сочинение я хочу словами Н.К. Рериха: “Из древних чудесных камней сложите ступени грядущего”».

Валерия Гаврилюк, ученица 8 класса Шахтерской школы № 11