Материал частично опубликован в номере 93 (1/2018) журнала "Дельфис"

 

Историческим стал день 20 декабря 2017 года; его ждали многие люди в нашей стране, хотя и с совершенно разными чувствами. Затянувшаяся многолетняя борьба между сторонниками общественного и государственного музея Рерихов закончилась в пользу последнего. Первый заместитель министра культуры страны В.В. Аристархов в этот день на вернисаже перерезал красную ленту, открыв большую выставку картин «Н.К. Рерих. Восхождение» в Лопухинском особняке. На ней было представлено около 200 произведений художника из четырёх музеев: Государственного музея искусства народов Востока, Государственной Третьяковской галереи, Русского музея и Музея Николая Рериха в Нью-Йорке.

Вечером новый – Государственный музей Рерихов (филиал ГМВ) принял первых посетителей. В течение всего периода (с 20 декабря по 17 января) в залах Лопухинского особняка проходили экскурсии (всего 132), которые вели, несмотря на занятость, сотрудники музея: директор Т.К. Мкртычев, Д.Н. Попов (теперь он здесь главный хранитель), В.Э. Жигота (сотрудник архива) и В.А. Росов (главный специалист по наследию Рерихов в ГМВ). Все дни в музее работал лекторий, было прочитано 11 лекций известными рериховедами страны: В.А. Росовым, Л.М. Гиндилисом, С.Ю. Ключниковым, В.Е. Чернявским и другими.

Экскурсию ведёт В.Э. Жигота

 

Всего за три недели работы выставки в её залах побывали около 12 000 человек. Многие из них поделились своими впечатлениями. Это и записи в Книге отзывов, и живые интервью, и публикации в Интернете, и отзывы, присланные по электронной почте. Ниже мы приводим некоторые из них, исключив злобствующие, продиктованные не сердцем и душой, а отравленным ненавистью сознанием. Будем надеяться, что когда-нибудь их авторы поймут, что натворили, и найдут пути к новому сотрудничеству.

 

Отзывы о выставке «Н.К. Рерих. Восхождение»

 

Наталья Домникова-ЯкимоваПотрясающе. Это просто надо видеть и окунуться в ауру картин....

Благодарю за видео. Была 6 января и уже скучаю.

Людмила Комиссарова: Спасибо организаторам! Потрясающая выставка!!!

Вероника Фёдорова: Пойду ещё раз с утра. Спасибо. Шикарная панорама!.. Гений!

Татьяна Евтюшина: Потрясающая выставка! Спасибо!!!

Елена Говорухина: Потрясающая выставка, замечательные гиды/экскурсоводы! Удачи и благодати всем!

Ольга Чемодурова: Впечатления от посещения выставки: остаётся большое желание ещё и ещё раз посетить её. Какая мощная энергетика! Много света, воздуха, ничто не мешает восприятию картин. Каждый зал – определённый этап жизни и творчества. Оформление классическое, ничего лишнего. Это и понятно. Ведь выставка – это не музейная экспозиция. Великолепно представлен триптих «Мадонна Орифламма» – «Святой Сергий» – «Святой Франциск». Очень порадовал зал с этюдами Гималаев, которые удобно расположены для созерцания (прежде они висели в проходе). В зале Учителей – триптих «Fiat Rex». Мне кажется, что и в постоянной экспозиции правильнее оставить только его. Портреты Учителей слишком сокровенны, хотя и растиражированы... Пусть всё будет представлено достойно.

Наконец встретились все три части знаменитого триптиха «Мадонна Орифламма» – «Святой Сергий» – «Святой Франциск»

 

Картины Рериха – как окна в неизведанный прекрасный и чистый мир, воздух которого наполняет дух и врачует тело! Хочется часами находиться там...

Спасибо огромное организаторам!

Остаётся пожелать, чтобы поставили скамеечки в залах.

Отрадно, что государство понимает важность Наследия семьи Рерихов.

 

Елена Говорухина: Спасибо за невероятную встречу, от самого входа! За чудесных экскурсоводов! Удачи всем!

Лора Белова: С нетерпением жду новых выставок.

Юлия Киселёва: Ждём с нетерпением!!!

Оксана Филачёва: Прекрасная выставка картин, благодарим всех, кто подарил нам эту радость.

Анжелика Миконова: Каждый раз, посещая музей Николая Рериха, такое ощущение, что ты там впервые, так было и сегодня. Превосходная выставка, огромная благодарность её организаторам, отдельное спасибо экскурсоводу Виктору Эдуардовичу Жиготе за интересный рассказ о Н. Рерихе! Очень понравилось, всем рекомендую!

Гости музея рассматривают экспонаты и слушают лекцию В.Э. Жиготы

 

Инга Валерьевна: Единство науки, искусства и религии в круге Культуры. Как же я люблю творчество Николая Рериха! Познакомилась с его картинами ещё лет девять назад, но то, что я видела, было лишь малой частью его произведений.

На самом деле Николай Рерих написал более 7000 картин, и сейчас они находятся во многих музеях мира. Кроме того, он был писателем, путешественником, археологом, академиком Императорской академии художеств. Изучал философию Востока, очень много путешествовал по Алтаю, Тибету и Гималаям и по результатам экспедиции открыл в Кулу Институт гималайских исследований. Жизнь и деятельность Николая Рериха заслуживают отдельного внимания, настолько он был многогранным и творческим человеком.

А сейчас, в Музее Рерихов (филиале Государственного музея Востока), проходит выставка «Николай Рерих. Восхождение». На выставке собрано боле 150 работ Рериха. Картины представлены московскими музеями и Нью-Йоркским музеем Николая Рериха. Среди привезённых работ и «Мадонна Орифламма», которая очень впечатлила меня в своё время. И наконец-то я увидела оригинал.

В руках Мадонны Знамя Мира со знаком триединства. Этот знак, по одной версии, символизирует прошлое, настоящее и будущее в круге вечности, другая версия трактует как, наука, искусство и религия в круге культуры. Мне нравятся обе версии.

Но оказывается «Мадонна Орифламма», это не одна картина. По задумке автора она составляет часть триптиха. Мадонна стоит в окружении старцев, Св. Сергия Радонежского и Св. Франциска Ассизского. Все три картины хранятся в разных музеях мира, и наконец-то на выставке объединились в единое целое.

Очень много представлено картин написанных по следам Центрально-Азиатской экспедиции, которая длилась на протяжении четырёх лет. Всего было создано около пятисот полотен. Зная историю этой экспедиции, возле картин ощущается эффект присутствия, какая-то доля мистицизма.

Но это и не удивительно. Его жизнь настолько окутана мифами, что поневоле думаешь, а не является ли этот великий человек сам легендой. Его поиски легендарной Шамбалы окутаны тайной. И кто знает, возможно Рерих достиг того уровня просветления, когда ему открылась тропа в эту мифическую страну.

Картина «Чинтамани» 1935-1936гг. Чинтамани – это образ камня, воплощающий высшую мудрость. Или «Драгоценный камень мысли», символизирующий духовные сокровища. На тханках он изображается на спине белого коня. Такую тханку Рерихи и провезли по всему маршруту Центрально-Азиатской экспедиции. 
Меня очень заинтересовала картина «Мост Славы» 1923г. Оказывается, эта картина относится к карельскому периоду Рериха, и на ней изображено северное сияние. На мой взгляд, краски подобраны очень удачно и передают зарождение полярного свечения. Возле этой картины собралось много посетителей. Чем-то она притягивает. Также, как и картина «Св.София».

На картине «Св.София» 1932г. также изображено Знамя Мира. София на белом коне несётся на землю, к людям, чтобы объединить их и сохранить все творческие достижения под Знаменем Мира.

Ещё один триптих привлекший мой внимание «FiatRex» (Да здравствует Владыка!) 1931г. В центре изображения находится учитель, окружённый синим сиянием с золотым ореолом над головой. Он достиг чрезвычайно высокого энергетического и духовного уровня, и теперь передаёт свои знания ученикам, изображения которых мы видим по бокам. Ученики, в свою очередь, окружены светлым сиянием, что свидетельствует об их благородстве, уравновешенности и гармонии. Конечно моё желание утопическое, но мне хотелось бы, чтобы люди всего мира стали просветлёнными.

Я могла бы ещё долго рассказывать о картинах, но всего рассказать невозможно, картин очень много. Поэтому рекомендую посетить выставку. 
Отдельного внимания заслуживает сам музей, который располагается в усадьбе Лопухиных. Он был создан в 2016 году по решению Министерства культуры РФ. Здание было отреставрировано и передано Государственному музею Востока.

Сейчас в музее проводятся выставки, научные семинары. Работает лекторий. В планах открытие библиотеки, где будут книги по рериховедению, искусству Востока, истории религии. Причём задумано сделать книги в электронном варианте и предоставить к ним свободный доступ.

Для детей также проводятся специальные ознакомительные экскурсии по творчеству семьи Рерихов, и организовываются мастер-классы.

Выставка продлится ещё завтра. Но даже если вы не успеете на выставку «Николай Рерих. Восхождение», не расстраивайтесь, эта выставка первая, такого масштаба, но не последняя. Через десять дней выставят новую экспозицию, и музей снова распахнёт свои двери для посетителей. Для тех, кто решится сходить, сообщаю адрес: Москва, Малый Знаменский пер., 3/5 строение 4. Выход на станции метро Кропоткинская, возле Храма Христа Спасителя.

А вы знакомы с творчеством Николая Рериха? Если нет, очень рекомендую посетить музей, сами не заметите, как втянетесь в изучение его жизни. Этот человек полон загадки.

Борис Волчек: Спасибо за выставку!!!

Инна Круглик: Николай Рерих – непостижимый, потрясающий! Изумительная выставка, яркие впечатления, успокоиться сложно, в эмоциях!

Надежда Артамонова: Экскурсия «Николай Рерих. Восхождение». Знакомство с творчеством этого человека действительно заставляет задуматься, остаться безразличным может только пустой человек. Он действительно был гениален! Нет, не гениальным художником, а гениальным мыслителем, преобразователем, трансформатором идей. Каждая картина несёт символический смысл, ничего не написано просто так. Но для меня слишком резкое изображение, просто на мой внутренний вкус мне не нравится, но, как ни странно, именно у него я впервые в жизни влюбилась в картину, влюбилась настолько, что мне захотелось унести её домой. Я много была в музеях и на выставках, но такое у меня впервые! Даже не могу объяснить почему, хотя, может, в любви не надо искать смысл и оправдания...

Майя Марчевская: В Москве без лишнего шума подходит к концу выставка «Николай Рерих. Восхождение». Представлено достаточно много работ этого выдающегося человека, учёного, художника и гуманиста. Его работы, наполненные светом и яркими, сочными красками, обладают особой магией, очищают душу от всего наносного и временного.

Анна Коробова: Мастер гор и небес. В его картинах сюита цветов и смыслов. Лучше гор могут быть только горы, на которых ещё не бывал (включая духовные и другие вершины). Замечательная выставка, суперталантливые экскурсоводы! Собственная экспозиция музея составляет около 60%, остальные картины привезены из Нью-Йорка и других музеев. Спасибо организаторам! Рекомендую всем к посещению!

Ольга Родичева: Сводила младшего на выставку НКР в Государственный музей Рерихов.

Самое главное – люди идут. Будний рабочий день, а людей много. И не только пенсионеры. Молодёжь. Мамы с детьми.

Выставка очень сильная. И экспозиция грамотно выстроена. Легко, должно быть, водить экскурсии. Картины всё так же прекрасны и так же светятся изнутри. Ну, как человек, чей подростковый возраст, юность и молодость прошли в Рериховском центре, я тут совершенно предвзята.

С удивлением поняла, что навык за 20 лет никуда не делся. Я даже кое-что помню. По крайней мере, пока шли, я на автомате выстроила 3 разных маршрута экскурсии под разные группы экскурсантов. Пожалуй, с посетителями лет пяти я бы уже справилась. Но начинала с ними с самого «вкусного» – с конца осмотра – с «Клада захороненного». С Новой эпохи. Дети на эти темы легко отзываются. С ними надо играть в картины, тогда им интересно.

Света хватило минут на 10. Пробежали галопом, по пути решая импровизированный квест по поиску Мирового сокровища на картинах. Очень удачно вечером наконец выглянули звёзды, я сыну ещё и про созвездие Ориона рассказала. Потом он сидел на лестнице, дал мне одной походить. Спросил, почему на картине «Мост славы» так темно. Проникся ответом, что в начале всегда темно. Как ни странно, посмотрел почти весь биографический фильм. Рассматривал фотографии, вопросы задавал.

А последнее фото – это не вчера, это 1996 год. Самара. Открытие первой большой выставки электронных копий картин НКР. И Оля в качестве экскурсовода, ведущего первую экскурсию по первой большой выставке. «Я приглашаю вас в мир картин Николая Константиновича...» Экскурсоводом я работала лет с 14 или 15, наверно. Не помню уже. Зато до сих пор в регионах встречаю экскурсии на основе моих заметок по картинам, с моими косяками. Неудобно так было в Алуште позапрошлым летом, но подойти и сказать, что не надо тут это рассказывать, это мой косяк 25-летней давности, не решилась.

А знаете, кого мне всегда отдавали старшие коллеги? Группы детей и заключённых. Причём первые дадут фору вторым во 100 крат! Группы из колоний вообще лапочки, хотя, когда первый раз их встречала, страшно было. Это мне было 15 или 16. А со школьниками и дошколятами поначалу никто справиться не мог, они же взрослые тексты не воспринимают, поэтому на меня сваливали.

Конечно, я водила экскурсии по выставкам копий. Но когда приезжала передвижная выставка подлинников из коллекции гималайских эскизов, мне тоже довелось. Представляете, у вас весь зал – это 64 (? не помню уже точное количество) эскиза Гималаев, на которых горы-горы-горы. Иногда промелькнёт ступа или монастырь. Иногда закат или рассвет. А теперь постройте по ним сквозной рассказ так, чтобы было интересно.

Чтобы в конце экскурсии у всех глаза горели и экскурсанты не сваливали из зала после вежливого «спасибо», а пошли обратно бродить в задумчивости по выставке, это высший пилотаж. В общем, работа экскурсовода очень увлекательная. И ни с чем несравнимое ощущение, когда между тобой и группой проскакивает первая искра. Но это я ушла в дебри ностальгии…

Я приглашаю вас в мир картин Рериха! Идите на выставку. Работает до 17 января включительно. Без выходных. Если совсем не знакомы с творчеством НКР, постарайтесь попасть на экскурсию к Владимиру Росову, надеюсь, у него ещё будут экскурсии.

Посетители музея внимательно слушают рассказ В.А. Росова

 

И очень рассчитываю, что эта выставка – первая ласточка. Что картины после неё не сгинут на десятилетия в запасниках, а, как и рассчитывал Н.К., будут служить людям.

Ольга Дёмина: Удивительная выставка Н. Рериха «Восхождение»!

Впервые вижу в таком количестве его картины. Выставка сделана с большим уважением, трепетом и любовью к художнику. Очень понравилось видео в начале выставки. Узнала несколько новых для себя фактов, например, что Рерих уже в 1917 году, за тридцать лет до своей кончины, написал завещание, и про то, что он встречался с Р. Тагором в Лондоне. США, Англия, Европа, Индия, Россия, Азия – разные точки мира, связанные единой ниточкой пути, его этапы очень здорово описаны, как трансформационные: поиск, преображение, обретение....

В зал «Небесный свет» входишь, как в храм.

Пространство выставки долго не отпускало, хотелось стоять, ходить, напитываясь этими яркими красками высокогорья и мистериями духа: слушать вестников, учителей, преклоняться перед природным пантеоном, любоваться ларцом с камнем Чинтамани.

Вспомнилась поездка в Гималаи: цвета неба, как на его картинах, и его дом, школа и институт Урусвати, бережно хранящие память и с очень живой энергией, Рерих как будто обитает там до сих пор.

Говорят, и наш музей всё-таки не закроют совсем. После этой выставки будет готовиться другая экспозиция. Ведь нам нужен этот свет Рериха, ещё нужно время, чтобы постигнуть всё величие его жизни, его творчества и его наследия.

Елена Гончарова: До 17 января 2018 года в музее Н.К. Рериха можно увидеть три уникальные картины, из которых две привезены из Нью-Йоркского музея им. Николая Рериха: «Мадонна Орифламма» и «Святой Франциск», а также картину из Третьяковской галереи «Святой Сергий Радонежский». Я считаю, что эти три картины являются драгоценными жемчужинами на выставке «Николай Рерих. Восхождение». У кого есть возможность, успейте посмотреть. Адрес: Москва, Малый Знаменский пер., 3/5, ст. метро «Кропоткинская».

 

Любовь Целкова: Вчера с любимой подругой гуляли по праздничной Москве. Начали с посещения выставки «Николай Рерих. Восхождение» в усадьбе Лопухиных около м. «Кропоткинская». Ещё раз полюбовались и насладились картинами удивительного человека и художника. Картины из фондов Музея Востока, Третьяковки и Музея Н. Рериха из США. Рекомендую. Только успевайте до 17.01.18.

Стелла Антонова:

Рерих и Юнг

Где Бог?

Что случилось?

Как пусто, как совершенно пусто!

Должен ли я объявить людям, как ты исчез?

Изречь евангелие опустошительного одиночества?

Идти ли нам всем в пустыню и посыпать пеплом головы, ведь Бог покинул нас?

Я верю и принимаю, что Бог есть нечто отличное от меня.

Он взлетел в ликующей радости.

Я остаюсь в ночи боли.

Больше не с Богом, а наедине с собой.

Карл Густав Юнг, «Красная книга»

 

Юнг и Рерих – современники. (1875 г. р. и 1874 г. р.)

У каждого свой путь. Сложный.

И истина беспредельна.

Как символ и как реальность – восхождение на вершину – восхождение духа. Сегодня я осталась наедине с собой в рериховских горах. С Юнгом.

Евгения Матвеец: Чистый восторг! Безумно повезло с экскурсоводом! На экскурсии было человек 30! Огромная толпа! Все слушали с разинутыми ртами! Ну и, конечно, картины!

Надежда Голованова: Выставка очень понравилась. Подборка картин замечательная.

Лесик Кущенко: Лучше гор могут быть только горы... Два года назад, воодушевлённая картинами Николая Рериха, я стала ещё сильнее мечтать о горных путешествиях. Два лета, две неописуемые поездки в горы... И открытие удивительного природного мира. Мечты сбываются. Сейчас в музее проходит выставка «Николай Рерих. Восхождение». Всем рекомендую – погружение в горную красоту и силу духа гарантировано.

Алла Лисицына: Выставка «Николай Рерих. Восхождение» в Музее Рерихов. Теперь он так называется, филиал Государственного музея Востока.

Выставка до 17 января. Участвуют и Русский музей, и Третьяковка, и музей Николая Рериха в Нью-Йорке. Сегодня посмотрела на Рериха другими глазами...

Янина Ваисова: Задаю вопрос своему десятилетнему сыну: «Как думаешь, почему я привела тебя на эту выставку?» Ответ: «Рерих пытался примирить все религии, даже создал специальный символ для этого – Знамя Мира. Люди должны жить в мирное время, без войн, убийств, должны уважать друг друга, все же одинаковые. Мы правильно сделали, что сходили, говорю же тебе – тайский бокс мне не нужен».

Лилия Волкова: А первая половина дня была радикально иной. По работе посетила обновлённый Музей Рерихов, получила большое удовольствие эстетическое и интеллектуальное. Кстати, народу на выставке «Николай Рерих. Восхождение» – просто лом. Выставка до 17 января всего лишь, рекомендую всем любителям прекрасного её посетить. Там нет никакой высоколобой философии, только художественное наследие Н.К. Рериха во всём блеске. Я в этом музее бывала и раньше, тогда он напоминал святилище, что немного пугало...

Art Alfavit: Музей Рерихов переменился: теперь это чинная академичная институция (собственно, музей Востока) без эзотерического флёра. Из нью-йоркского, старейшего в мире музея Рериха, в Москву приехали десять полотен. Наконец встретились все три части знаменитого триптиха «Знамя Мира» (третью предоставила Третьяковка).

Зрители потихоньку начинают осваивать новое музейное пространство. Их примеру скоро последует и Alfavit Club, чтобы изучить первую экспозицию музея – «Николай Рерих. Восхождение»

Александр Чекин: «Впечатления о новом музее.

Да, это совершенно новый музей Рерихов. Выставка запущена пока что в передвижном формате. Постоянная экспозиция будет сформирована позже, после возвращения в родные стены всей коллекции. Но уже сейчас подбор картин очень сильный, некоторые из них привезены в Россию впервые. И люди на выставку идут, много людей. Это, на мой взгляд, сейчас самое главное.

Елена Илюшкина: Спешите дорогие москвичи и гости столицы. В музее Рерихов – филиале Государственного музея Востока в Москве до 17 января открыта выставка «Николай Рерих. Восхождение». Гарантированы незабываемые впечатления и эмоции. Выставка уникальна, собрана из коллекций нескольких музеев и галерей. Переходя из одного зала в другой действительно наглядно видишь трансформацию Рериха как человека и художника. Меня не покидало чувство театральности и декоративности его картин. За дополнительную плату можно взять экскурсию. Рекомендую к посещению.

Шакко: Напомню, в прошлом году старинный особняк Лопухиных на Волхонке (Малый Знаменский переулок, дом 3/5), слева сзади от Пушкинского музея, передали Музею Востока в качестве филиала. До этого четверть века его занимал частный Международный центр Рерихов.

Не буду вдаваться в подробности судебных тяжб, главное, что в залах музея теперь показывают наследие художника -- нормально, по-музейному, совершенно приземленными научными методами, грамотно и информативно.

...

Пресс-служба музея пригласила нас прогуляться по обновленным залам в последние дни работы выставки "Николай Рерих. Восхождение", которая проходила с 19 декабря по 17 января.

На протяжении всей выставки ажиотаж не спадал. В последние дни очередь из желающих посмотреть картины протянулась до улицы, причем некоторые люди приходили заранее с утра, еще до открытия музея, чтобы попасть внутрь. Как рассказывал кассир, за первые 25 минут было продано 100 билетов (бедный кассир!).

Полюбуйтесь картинами, собрали и привезли многое интересное.

Некоторые его работы доставили из музея в Нью-Йорке, в Москве они выставлялись впервые --
так что, например, триптих с картиной "Мадонна Орифламма" сумели показать в том виде, в котором и был задуман автором.

Экспозиция была выстроена логично, в соответствии с этапами творческого пути художника. Каждому периоду жизни и творчества посвящен отдельный зал ...

...

Сейчас музей закрыт на реэкспозицию, и откроется заново для публики примерно через месяц, планирую сходить посмотреть, что еще придумают. И вы сходите!

Татьяна Пархаева: Музей Рерихов. Теперь так называется этот музей. Как только поднялись на второй этаж, сразу соединились с энергиями Николая Константиновича. И он повёл нас по залам. Некоторые картины, которых сейчас нет в залах, оставили мощный энергетический отпечаток. Например: картина Святослава Николаевича, на которой Николай Константинович изображен в полный рост в восточном костюме - она была в центральном зале. На этой выставке есть фрагмент этой картины. До сих пор ощущаю слияние с энергиями этой картиной, переходящее в единство, целостность. Много что передавалось; много разных кристаллов - Святой Руси, Единства и Соответствия... Зал, который раннее был посвящён Юрию Николаевичу пронизан его духом. Удивительные картины с ларцом в бывшем зале Учителей. Передача - получение (раскрытие и продолжение пути человечества в истинных знаниях.) Всё время звало то место, где раньше был портрет Елены Ивановны с розой - в зале Учителей. Я несколько раз посетила этот зал и стояла уже перед другой картиной, но общение шло с Еленой Ивановной.

Большинство картин на выставке предоставлено Музеем Востока. Постоянно шёл обмен энергиями. И мы вносили то, что с собой, внутри себя принесли. Огни Вознесения, много разноцветных РАдужных спиралей, идущих с небес, Обновлённый Генный Модификатор с символами пяти цивилизаций... Всё это объединялось с Русью, с Гималаями, закатом, восходом и просто удивительным сказочным цветом неба. Символика на картинах становилась живой, объёмной.

Русь и Восток в Единство сливаются, горы указывают путь с Творцом, в Творце, реки и небо слияние идёт, как ветви эволюции - восходящие и нисходящие.

Светлана Драчёва: Вчера 13 января с друзьями были на выставке в музее Рериха, бывший общественный Международный Центр Рериха (МЦР), а ныне филиал государственного Музея Востока.

Посетили выставку с экскурсией. Экскурсия продолжалась полтора часа. Участвовало в ней человек 50.

Были привезены картины из музея Рериха в Нью- Йорке, Третьяковской галереи, Музея Востока.

В прошлом году картины в МЦР изъяли, причиной объявили растрату средств банка меценатом и спонсором МЦР Б.И. Булочником, владельцем Мастер-банка.

Я просмотрела энергию музея. Пришла чуть раньше назначенной встречи и походила за оградой.

От музея, а вернее, от картин в нем, шел нежный радужный свет. Внутри в здании были переливы не гармоничных энергий, но они активно гармонизировались радужными энергиями картин. А вот рядом со мной за оградой летали реально черные завихрения негативных энергий.

Пока с друзьями стояли ждали экскурсию к нам подошли Татьяна Пархаева и Галина Коровина, они как раз выходили с выставки.

На выставке меня позвала Мадонна Орифламма, я несколько раз к ней возвращалась. Это триптих. Слева от нее - Сергий Радонежский, справа- Франциск Ассизский.

В 2016 году триптих уже выставлялся в отдельном зале в Музее Востока. Зал был тёмный. Освещение было лишь на картинах. И тогда они ощущались совсем иначе.

А вчера картины были в ярко освещенном зале. Они словно ожили. Было ощущение, что они на месте. Дома… Держат пространство… Краски заиграли во всю мощь.

Maria Nigrata: Сегодня ходили с друзьями на выставку «Николай Рерих. Восхождение» в Музее Рерихов. Благодарю вас за приглашение и компанию! :)

Я получила мощный заряд положительных эмоций.

Все его картины словно источают Силу Света, они столь божественно одухотворены, что посредством созерцания весь мой Дух словно поднялся над своей низменностью и воспрял, утвердился в своём превышнем назначении.

Этот великий Учитель, основатель Агни-йоги, столь близкой мне в понимании, действительно способен разжигать и поддерживать Огонь в сердце.

Глядя на его живые полотна, я испытала нечто вроде чувства соприкосновения с Духом Мастера. Оказывается, в течение жизни он создал порядка 7000 картин! Всем духовно ищущим, и просто ценителям прекрасного, рекомендую эту выставку к срочному посещению, осталось всего 2 дня до окончания!

Анна Светлова: Была сегодня на выставке Николая Рериха "ВОСХОЖДЕНИЕ"..благодарна организаторам ? это было божественно волшебно мощно☉

Нина Демидова: Этот человек абсолютно счастлив ибо узрел аж 4 картины с Фудзи-сан ?
Выставка "Николай Рерих. Восхождение". Кто в Москве, успейте сходить до 17 января ?

Юрий Ладога: Добрый вечер, товарищи. Очень рекомендую к посещению выставку Рериха Н. "Возрождение" Получил огромное удовольствие. Осталось правда 4 дня до закрытия. Спешите.

Дарнара Мнякина: Об удивительной цветовой палитре и характерном сиянии картин Гималайской серии можно говорить долго. Выставка "Николай Рерих. Восхождение" продлится до 17 января, лучше увидеть. Экспозиция представляет полотна из нескольких галерей, в том числе музея им. Рериха в Нью-Йорке. Впечатляющее собрание, освещающее жизненный путь мастера, его становление и развитие как художника.

Александра Вяль: Для начала сходите в Государственный Музей Рерихов (М .Знаменский пер., 3/5, стр. 4), там до 17-го января включительно проходит выставка «Николай Рерих. Восхождение». Работы Рериха привезли из Питера и Нью-Йорка, а также доставили из московского Музея Востока и Третьяковской галереи. Итого 195 захватывающих полотен. Билет стоит 200 р., разрешение на съёмку (в залах её спрашивают) – 150 р. Принимают только наличные.

Постоянно набираются группы на экскурсии по выставке с гидами. Я люблю экскурсии, вы же понимаете. Взяла экскурсию – не пожалела.

Экскурсии стоят 1000 р. с группы, сколько людей наберётся – по столько и скидываетесь. Мне лично очень понравился гид Виктор Эдуардович Жигота.

Евгения Породина: Вчера посетила выставку работ выдающегося художника Николая Рериха. Более 190 его работ были представлены в Музее им. Н. Рериха, расположенного в Усадьбе Лопухиных. Стоит сказать, что после неприятного судебного разбирательства Музей стал филиалом Музея Востока.

Практически во всех залах второго этажа посетили могли познакомиться с работами художника, начиная с ранних масляных пленэров и архитектурных этюдов до коронной темперы на картоне.

Сложность размещения такой обширной экспозиции заключается в соблюдении смыслового и временного порядков. Организаторам в общем-то это удалось. Да и особая благодарность смотрительнице на входе на выставку, которая направляла посетителей в нужный для начала просмотра зал.

Центральное место экспозиции заняли пейзажи, в частности, образы Гималаев. Местами царство старшего Рериха разбавляли работы сына художника Святослава. А в первом зале был представлен пастельный портрет Николая Константиновича пера Бориса Кустодиева.

Большинство работ на выставке оказались из коллекции Музея Востока. Среди мировых шедевров - "Борис и Глеб" и "Небесный бой" (работа из коллекции Русского музея).

Наталья Шлемова: Несомненно, его величество Цвет (оккультное значение Цвета) создает ОБРАЗ в картинах Николая Рериха. Краски светятся. Магия колорита. (Но фото и репродукции этого потока не передают. Потока Психической, тонкой, энергии, и именно в тех полотнах, а это в основном 30-ые годы, где самость художника уже оставлена позади, или личность умерла в Душе.) В общем, это надо созерцать, а не описывать, вставая под Поток. Выставка картин Николая Рериха "Восхождение" в ГМР.

Евгения Пеженкова: Выставка "Восхождение" в музее Рерихов, рассказывающая о творческом и духовном пути Николая Рериха. Потрясающе?.

Алина Бухун: Провожу новогодние каникулы максимально продуктивно! Например, вчера посетила выставку «Николай Рерих. Восхождение» в здании музея Востока. Открыла для себя новые работы Николая Рериха, привезённые из Нью-Йорка. 

Алла Котолазова: Друзья! Рекомендую посетить выставку.

Работы Николая Рериха, его жизнь, его деятельность это возможность присоединиться к уникальному восприятию бытия!????

Анатолий Мих из Уральского Рериховского общества: Побывал на выставке в последние дни работы. Неожиданно было встретить в залах музея одновременно 4-5 экскурсий, в каждой от 15 до 50 человек. Среди экскурсоводов Т.Мкртычев. Когда директор музея не избегает работы экскурсовода, тогда за успешное будущее музея можно быть уверенным. Все экскурсоводы разные, все понравились. Демократичность, самоотверженность, простота – это по-рериховски. Пришлось постоять в очереди 15 минут, всё фойе и лестница были заполнены очередью, и это – порадовало.
Многолюдность не мешала общению с картинами, видимо, потому что все посетители устремлены к одной цели – познакомиться с искусством Рериха. Не последнюю роль сыграло и оформление выставки. Во времена МЦР картины были как бы «взаперти» из-за безвкусного оформления.
Благодарю сотрудников ГМР за большой труд и желаю новых достижений и побед. Народ хочет знать о Рерихе, надо сказать правду о нём, о его философии, и сказать достойно. Это великая цель, ради которой стоит жить, и преодолевать.

Ксюша, 8 лет, пришла на новогоднюю ёлку в музей и там с другими детьми рисовала: Мне очень понравился Рерих, у него такие яркие краски! - сказала 8-летняя Ксюша. - Особенно красивые на его картинах горы и люди, они все такие необычные. Но моя любимая картина - «Египет», я люблю долго ее рассматривать. Правда, не получается пока нарисовать также , как Рерих».

Тата Тимофеева, искусствовед: Кто особенно внимателен и кто со мной достаточно давно, тот знает, что я трепетной любовью люблю Николая Рериха, его удивительную личность и ещё более удивительную живопись... яркую, жизнеутверждающую и даже, не побоюсь этого слова, магическую. В общем настолько я к Рериху неравнодушна, что уже 2,5 года мой макбук (а это главный рабочий инструмент, на секундочку) украшает большая виниловая наклейка с репродукцией одного из его пейзажей.

Тем не менее я ни разу не агитировала Вас пойти в его музей, который находится за ГМИИ имени Пушкина, потому что он был ну просто грусть, тоска и боль... Странные интерьеры, немузейная и пошлая светодиодная подсветка, какие-то жуткие фотографии, развешанные под потолком... в общем феерия безвкусицы из смеси евроремонта с совком, на фоне которой любимая многими живопись великого русского художника просто-напросто терялась...

И вот в декабре мне написали из пресс-службы музея, мол, приходите, посмотрите на наше обновлённое пространство, у нас сейчас идёт прекрасная выставка, Вы получите удовольствие и так далее.

Я из свойственного мне любопытства согласилась, но шла полная недоверия и опасений, боялась, что ребята поменяли фотографии, цвет светодиодной подсветки, перестелили ковры и решили, что музей обновлённый, всё ок, можно звать блогеров!

Вы не представляете как же я была счастлива, когда поняла, что мои опасения не оправдались!!! Музей предстал передо мной действительно обновлённым: элегантные стены нежно-серого цвета, грамотно развешанные картины, правильная музейная подсветка и ничего из того ужаса, что был в музее!

В общем теперь @roerichsmuseum я могу с чистой совестью рекомендовать Вам к посещению ради встречи с волшебной живописью Николая Рериха!

Пока что музей закрыт, там происходит смена экспозиции, но уже в феврале он откроет свои двери и представит зрителям новую выставку, о которой я обязательно напишу!

Вот такие вот радостные новости и я на фоне прелестных пейзажей Николая Константиновича! #татинамосква Короче очень я была счастлива, потому что великая живопись достойна лаконичного и изящного фона.

Светлана Зуева: Огромное спасибо сотрудникам ГМ Рерихов за прекрасную выставку! Посещение выставки оказалось для меня ярким и запоминающимся событием. Сотрудники музея проделали большую работу и смогли глубоко и полно познакомить посетителей с творчеством Н. Рериха, осветив основные периоды творчества. Именно благодаря персональной выставке москвичи и гости столицы смогли познакомиться с многогранным, талантливым и самобытным художником, путешественником-исследователем, научным деятелем. Особенно неповторим, сочен и глубок поздний период творчества Н. Рериха, мир гор!

Спасибо большое сотрудникам музея! Ждем новых персональных выставок! Удачи сотрудникам музея! Такие мероприятия нужно освещать в прессе, чтобы большее число посетителей могло познакомиться с творчеством великих людей.

Олег Хасанов: Мне очень понравилось. Музей с душой.* Очень комфортный и не официозный. Картины Рериха, обладают мощной энергией, заряд которой, чувствуется после. Сами картины, все равно что порталы, в совершенно иной тип мышления и воображения. В общем восторг!

Анастасия Яковлева и Светлана Кононенко, пришли на выставку «подзарядиться» и напитаться энергией: Эти глубинные картины передают состояние связи с Высшим и со Вселенной. Это настоящий космос!

Как всегда, работы Рериха вызывают потрясение. Мы давно не были в Усадьбе Лопухиных, но радует, что теперь картины представлены в большем объеме. От них исходит мощный поток энергетики, они прекрасны!

Галина, любит горы и картины Николая Рериха, поэтому для нее посещение выставки - это огромная радость: Первый раз я вижу такое большое собрание картин с подробным описанием всех этапов творчества Рериха. Я хорошо знакома только с его гималайской серией, поэтому для меня было интересно узнать что-то новое о любимом художнике. Сегодняшнее посещение музея я по традиции начала с гималайских пейзажей, а моя любимая картина - «Слава Гималаев». Я не раз была в Тибете и видела всю эту красоту своими глазами. Я очень люблю горы, и пришла сюда вдохновиться...

Дмитрий Бердасов: Вчера, после небольшого перерыва, для посетителей открыл свои двери обновленный музей Рериха в "Усадьбе Лопухиных". Не просто открытие, а презентация грандиозной выставки работ Николая Рериха "Николай Рерих. Восхождение" и нового филиала Государственного музея Востока. Выставочный проект представил около 190 произведений из собраний Государственного Русского музеея, Государственной Третьяковской галереей, Государственного музея Востока, а также Музея Николая Рериха в Нью-Йорке.

1. Начну с самой усадьбы. Впервые большие двухэтажные каменные палаты на подклете упоминаются в 1689 году, когда они были подарены боярину Иллариону Аврамовичу Лопухину Петром I после свадьбы с дочерью Лопухина Евдокией. После череды нескольких хозяев усадьбу в начале XIX века приобретает графиня В. А. Протасова. Для новой владелицы восточный фасад главного дома был украшен увенчанным треугольным фронтоном шестиколонным коринфским портиком, дошедшим до настоящего времени.

К 1970-м годам состояние обветшавшей усадьбы достигло аварийного, фундамент главного дома просел, в результате чего стены покрыли трещины. От ограды середины XVIII века остались лишь фрагменты. Исходная внутренняя планировка и оформление к этому моменту были утрачены.

Первый проект реставрации главного дома был разработан Центральными научно-реставрационными проектными мастерскими (ЦНРПМ), под руководством архитектора-реставратора Ирины Валентиновны Ильенко. Полноценная научная реставрация началась после 1993 года, когда в зданиях усадьбы разместился Центр-Музей им. Н. К. Рериха.

В середине 2010-х было много споров о деятельности Центра-Музея им. Н. К. Рериха, которую относили даже к псевдохристианским сектам. Да, там были представлены работы художника, но многие напрвления их деятельности совместить с культурой было сложно. И вот, благодаря вмешательству Министерства культуры Российской Федерации и ряда судебных решений Усадьба Лопухиных в Малом Знаменском переулке стала Филиалом Государственного музея Востока.

2. В первом зале Усадьбы Лопухиных играет классическая музыка и все ждут открытие выставки "Николай Рерих. Восхождение". Рерих никогда не был обделен вниманием. Выставки проходили регулярно, но многие работы Николая Константиновича, представленные в залах, никогда не выставлялись вместе, даже если были задуманы художником, как единое целое.

...

4. Так как Николай Рерих не только русский, но и индийский художник собравшихся поприветствовал директор Культурного центра им. Джавахарлала Неру при Посольстве Индии в России.

5. И вот, заместитель Министра культуры РФ Владимир Аристархов, Директор Культурного центра им. Джавахарлала Неру и директор Музея Рерихов Тигран Мкртычев перерезают символическую ленточку. Выставка открыта. Теперь все желающие могут ознакомиться с экспозицией.

...

7. Представлены работы, рассказывающие об основных этапах творческого пути великого русского художника: от ранних исторических полотен до философских пейзажей и картин-притч.

...

23. Скоро большие новогодние выходные, и если вам не чуждо искусство, запланируйте посещение выставки работ Николая Рериха "Николай Рерих. Восхождение" в новом филиале Государственного музея Востока. Честно, не пожалеете.

Пианистка Ася и сотрудница Большого театра Наталья: Мы случайно забрели на выставку, просто заблудились немного в переулках и вдруг оказались перед зданием усадьбы, - рассказывают пианистка Ася и сотрудница Большого театра Наталья. - Эта незапланированная и спонтанная экскурсия произвела на нас такое невероятное впечатление, что хочется ее повторить. Благодаря замечательному экскурсоводу Виктору мы узнали много нового и интересного! Понравилось, что он дает возможность увидеть картины в новом ракурсе, с неожиданной стороны. Когда самостоятельно осматриваешь экспозицию, многое ускользает от взгляда, но Виктор указывает, на что обратить внимание, разъясняя непонятные моменты. Также важно помнить, что именно Елена Рерих, вдохновляла своего мужа на творчество. Если бы не она, он бы не достиг таких высот. Если рядом с мужчиной не та "половинка", он не сможет добиться успеха.

Екатерина Шустер: Интересная выставка Николая Рериха и увлекательная лекция о художнике директора Музея Рерихов и куратора этой выставки - Тиграна Константиновича Мкртычева.

...

Есть превосходные работы художника, собранные из разных музеев мира и оригинальная инсталляция с фотографиями Рериха.

Николай: Я знал Николая Рериха как ученого-исследователя, но однажды в Третьяковке впервые увидел его картины и заинтересовался Рерихом-художником. Очень интересна его художественная техника и цветовая палитра, а самые мои любимые работы относятся к гималайской серии. Также люблю картину "Мост славы". Мне нравится, что живописные работы Рериха напоминают иллюстрации, хотя написаны в прошлом веке. Это выглядит модно и современно. По крайней мере, меня такая техника очень впечатляет.

Екатерина и Анастасия, будущие искусствоведы: Рерих в нашей стране, к сожалению, пока еще недооценен. Когда-то его считали американским шпионом, и вообще о нем ходит много слухов и легенд, как положительных, так и отрицательных. Однако его искусство по-прежнему интересует людей. У него бесподобные цвета! Рерих - мастер ярких впечатлений, любящий Россию, вызывающий уважение и восхищение своим талантом.

Н.В. Хубулава, представитель общественных партнеров ГМР в г. Сочи, Национального рериховского комитета и МОБУ гимназии № 6 г. Сочи: Благодарим Тиграна Константиновича и весь коллектив государственного Музея Рерихов за столь прекрасную демонстрацию художественного творчества великого Мастера живописи Николая Константиновича Рериха. Этот осознанный первый шаг - масштабный показ разных периодов творческой жизни художника, который красиво демонстрирует именно путь Восхождения на вершину служения Искусству и всему человечеству, послужит тому, что очень многие люди откроют для себя творчество Николая Рериха - ученого, путешественника, общественного деятеля мирового значения и будут гордиться тем, что они являются его соотечественниками. Соотечественниками Великого Мастера Красоты и Знания.

Алла Петровна, в прошлом постоянная посетительница музея в Усадьбе Лопухиных: Я очень люблю Николая Рериха. Мне в этом месте всегда нравилось, хотя раньше здесь кроме картин были какие-то седла и скульптуры. Они очень мешали восприятию живописи. Радует, что теперь можно любоваться Рерихом без помех. Я внутренне ощущаю, что он чувствовал, когда работал над картинами. А еще меня поражает внутреннее свечение, которое излучают люди и предметы на его полотнах.

Елена, Санкт-Петербург: Случайно - неслучайно пришлось побывать в Москве, ухаживала две недели за сестрой. Ничего не видела, никуда не ходила, но в день, когда не было уже сил, решила, что если не попаду в музей Рериха и не встречусь с картинами - пропаду. Ведь они так меня выручали, когда бывали схожие ситуации по обесточенности в Штатах, и я стремилась напитаться огненными энергиями, спокойствием и гармонией, нерушимостью картин Н.К. Рериха.

Сейчас небывалое время: впервые картины Н.К. Рериха прибыли из Нью-Йоркского музея с выставкой в Россию! И картины триптиха встретились в России, в новом Госмузее Рерихов, чем знаменуется начало новой ступени страны, РД и каждого....

Как здорово развесили, ничего постороннего, только картины, достойное освещение, и Свет струится на зрителей, ничто не отвлекает!
Я все перефотографировала с надписями и могу поделиться.

Мила Журова: Невероятная выставка, сильная энергетически, место, где ты будто высветляешься...очень рекомендую, максимально полное собрание картин художника из разных музеев и частных коллекций, заканчивается уже 17 января. Мне повезло, что я успела)

Анна: Это великолепно! До этого я видела картины в Музее Востока и не имела полного представления о творчестве Рериха. Именно здесь, на выставке, я впервые созерцала так много его произведений. Художественные работы размещены очень бережно и продуманно – по годам, поэтому создается более полная картина творческой биографии художника. Рерих не сравним ни с кем! Он - одухотворенный мистик, прошедший сложный путь и ведомый высшими силами. Рерих оставил нам богатое наследие своих духовных переживаний, чтобы мы вдохновлялись ими на своем собственном пути. А какие у него краски – просто фантастика! Я была в этом музее несколько лет назад, и здесь было очень убого. Сейчас я поражена позитивными изменениями.

Владилен: У меня поменялось отношение к Рериху после экскурсии Ларисы. В ее необыкновенном рассказе чувствуется любовь к художнику и его творчеству. Она очень трепетно относится к Рериху, и это чувство передается тем, кто ее слушает.

Вероника Рубаха: Выставка «Николай Рерих. Восхождение» закончилась. Но она состоялась, а это - настоящее чудо.

Раиса Александровна: Выставка была великолепна, а триптих - верх совершенства. Здесь были собраны все шедевры главных музеев, даже и не знаю, какой картине отдать предпочтение. Все они прекрасны! Я с детства люблю искусство, но особенно мне интересно творчество Николая Рериха. Его работы заставляют возвращаться в музей вновь и вновь...

Людмила Морозова: У нас семейное увлечение Рерихом. Я помню, когда мне было 14 лет, мы пришли с мамой на его выставку, и я там потерялась. Меня так восхитили его картины, что я сознательно пропала среди людей, чтобы мама меня не нашла и не увела домой. Мне всегда казалось, что я знаю абсолютно все об этом художнике. Каково же было мое удивление, когда на экскурсии В. Росова я услышала новую для себя информацию. Просто невероятно! Этот экскурсовод мне очень понравился - он очень артистичен, делает паузы в беседе и отличный психолог.

В Рерихе меня всегда удивляло, как виртуозно он передает цвета. Посмотрите, издалека эта гора кажется серой, а если подойти ближе, то обнаруживается насыщенно синий оттенок.Иногда я просто не верю своим глазам! Он в совершенстве владеет светом, цветом, композицией. Именно благодаря Рериху я стала художником, а теперь привожу на его выставки своих учеников. Для них это своеобразное "посвящение в Рериха"...

Светлана Воробьева: Прекрасная выставка! Спасибо! ?

Анна Русакова: Спасибо. Прекрасная выставка. Посетила в воскресенье.

Татьяна Федорова:  СПАСИБО! Очень понравилось.

Галина Волкова: Энергетика картин потрясающая!

Dimetrij Mc'Cloude: Спасибо ? понравилось

Ольга Аносова: Очень хорошая выставка. Жаль только, что картины поместили под стекло. Стекло дает блики, и великолепные краски Рериха оказывают меньшее воздействие на людей.

Инна Василиади: Мне очень понравилось всё. Маловато...Но сколько дали. Могу сказать, что энергетика там реально сильная и активная. Мы посвежели и помолодели!

Юрий Алпатов: Великолепно...

Алина Родионова: Мне посчастливилось попасть в последний день на выставку Рериха. Впечатлило.

Анастасия Борисевич: Музей стал теперь совсем другой, но выставка получилась потрясающая. Нам очень повезло с экскурсоводом.

Марина Характерова: Николай Рерих — непревзойденный певец гор. Еще раз убедитесь в этом, посетив выставку "Восхождение".

Людмила Аква:  Рерих прекрасен, мои подруги -самые лучшие на свете и вообще -чудесная была встреча, вот что я вам скажу. Диана говорит, что на фотографии я хорошо получилась, ну вот и выложу, хотя... хм. На одной из картин я нашла своего внутреннего защитника, каким я его себе представляю (ну, если есть внутренний критик, то почему бы не быть и внутреннему защитнику?) И когда мой внутренний критик орет, ругается, обесценивает и читает нотации, мой внутренний защитник - вот такой старичок с раскосыми глазами и в шапочке - улыбается, кивает мне головой и говорит: "Все хорошо, Люда. Все хорошо. Ты молодец".

Ирина Королькова#любимоеместо в Москве #музейрериха До 17 января здесь проходит выставка «Николай Рерих. Восхождение» @ Государственный Музей Рерихов. Выставка очень хорошая, приходите!

Анастасия Кутина: Рекомендую.

 

Видеоотзывы 

Александр Лосюков об открытии выставки "Восхождение":

"Поздравляю всех сотрудников музея, членов Национального рериховского комитета и представителей рериховской общественности с этим замечательным событием! - сказал А.П. Лосюков на открытии выставки "Николай Рерих. Восхождение". - Эту выставку можно считать началом полноценной работы нового государственного музея Рерихов. Давайте работать вместе, у нас хорошие перспективы, главное - действовать дружно и поддерживать друг друга!"

 

TV BRICS: О жизни Николая Рериха расскажут полотна:

 

Андрей Горчаков о выставке "Восхождение":

 

Надежда Ларина и Вера Голенищева-Кутузова о выставке "Восхождение":

 

Татьяна Аверьянова об открытии выставки "Восхождение": 

 

Андрей Люфт о выставке "Восхождение" и дневниках Е.И. Рерих:

 

Наталья Тоотс и Владимир Надёжин об открытии выставки "Восхождение":

"Меня потряс труд, вложенный сотрудниками в создание выставки, - рассказала журналист, общественный деятель и редактор журнала "Дельфис" Наталья Тоотс. - Мы были здесь в октябре, а сейчас декабрь. Проделать такую работу в столь короткий срок нереально! Здесь работают настоящие подвижники, и сразу видно, что они трудятся не ради зарплаты. У этого музея - большое будущее! Вот увидите, он превратится в известный на весь мир центр культуры, и в нем будет очень много посетителей".

"Я не думаю, что уникальная композиция из четырех музеев будет часто повторяться, - высказал свое мнение художник Владимир Надежин. - Выставка дает замечательную возможность исследовать рериховское наследие. Мы ждали этого события 30 лет и, наконец, дождались..."

 

Елена Толкач об открытии выставки "Восхождение":

 

Олег Калинкин об открытии выставки "Восхождение":

 

Надежда Бикалова, общественный хранитель Знамени Мира, об открытии выставки "Восхождение":

Творчество Николая Рериха, представленное на этой выставке - экстремально огненное, зовущее и пропитанное высшими вибрациями. Я желаю всем прийти на эту выставку, привести своих близких, друзей и особенно детей, ведь они - наше будущее. В творчестве Рериха - новые взгляды на жизнь, потоки милосердия и сострадания, энергия борьбы за лучшее существование. Сейчас мы находимся на новом этапе, и пусть мы будем очень терпеливы, дружелюбны и любвеобильны друг к другу.

 

Ольга Безущенко (Алтай) на открытии выставки "Восхождение"

 

Отзыв посетительницы выставки "Восхождение" (с фрагментом экскурсии)

 

 

Публикации

Предновогоднее «восхождение» Государственного музея Рерихов (Александр Херсонов, 30 декабря 2017 г.)

 

«На древних перстнях можно видеть две спирали. Спираль восхождения и спираль нисхождения. Говорится, что даже очень высокий дух так же скоро может подняться, как и спуститься. Очень грозное и справедливое предупреждение. …Спуск с горы всегда порождает какую-то грусть, но восхождение всегда сопряжено с великою радостью».

Н.К. Рерих, «Восхождение», 2 марта 1935 года, Пекин

Заместитель министра культуры РФ Владимир Аристархов, директор Культурного центра им. Джавахарлала Неру господин Джейсундара и директор Музея Рерихов Тигран Мкртычев перерезают символическую ленточку

 

Великая радость восхождения Государственного музея Рерихов. Идею устроить перед Новым годом экспозицию картин Н.К. Рериха с символическим названием «Восхождение» следует воспринимать как благополучный знак на будущее. Высока вероятность, что символ «Восхождения» воплотится для ГМР в зримые, реальные черты. Безусловно, открытие новой, более масштабной выставки (а всего представлено около 200 картин) – уверенный шаг в будущее. И поскольку ГМР обрёл статус государственного музея, то информационную поддержку открытию выставки оказали государственные СМИ: телеканалы «Россия-1», «Культура», «Россия-24», «Информационное агентство России», а также Национальный рериховский комитет. Идеей «восхождения» пронизано всё художественное творчество Н.К. Рериха. Манящие зрителя горные вершины на картинах – призыв оторваться от низменного и приблизиться к высокому, духовному. Примером чему служат многократно изображаемые Н.К. Рерихом Гималаи.

Посетителей выставки встречали звуки классической музыки, просторные и светлые помещения, где много воздуха, дышится легко, где картины размещены согласно выверенным законам музейного искусства. И об этом следует сказать особо, поскольку «простор и свет» выставочных залов в сочетании с «простором и духовным светом» картин художника производят неизгладимое впечатление. На «Восхождение» привезено немало новых картин, тех, что ранее не экспонировались на выставке «Свет с Востока». В экспозицию вошли произведения, предоставленные Государственным Русским музеем, Государственной Третьяковской галереей, Государственным музеем Востока, а также Музеем Николая Рериха в Нью-Йорке. Особое внимание посетителей привлёк триптих художника: «Сергий Радонежский», «Мадонна Орифламма» и «Святой Франциск». У знаковых картин, как правило, собирается наибольшее количество посетителей. В том числе и тех, кто желает запечатлеться на фоне знаменитых работ.

Несколько коротких выступлений – и залы нового московского музея будут открыты для гостей

 

На открытии выставки с приветственным словом выступили директор Государственного музея Рерихов (филиала ГМВ) Т.К. Мкртычев, президент НРК А.П. Лосюков, главный хранитель Музея Н.К. Рериха в Нью-Йорке (а ныне главный хранитель архива ГМР) Д.Н. Попов.

В короткой речи директора ГМР высказана глубокая благодарность всем, кто настойчиво и мужественно шёл к желанной цели – присвоить музею статус государственного. Благодарность прозвучала в адрес Министерства культуры РФ, сотрудников Музея Востока, коллег-музейщиков из Санкт-Петербурга и Музея Н. Рериха в Нью-Йорке. А также в адрес общественности, которая не осталась равнодушной и, понимая зависимое, тяжёлое положение наследия Н.К. Рериха, поддержала усилия по передаче народного достояния в руки государства. Т.К. Мкртычев подчеркнул: «поскольку музей стал государственным, то все мы, граждане РФ, несём ответственность за сохранность наследия семьи Н.К. Рериха. И не только за сохранность, но и за творческое его развитие».

  

Президент НРК А.П. Лосюков обратил особенное внимание на то, что наконец-то произошло объединение наследия семьи Н.К. Рериха в одном месте, а именно в ГМР. Подчеркнул и то, что оно не должно лежать «мёртвым грузом», необходимо проводить каждодневную работу по его изучению, что имеет большое общественно-политическое значение. Начало трудной и ответственной работе положено созданием Государственного музея Рерихов. Та же озабоченность прозвучала и в выступлении Д.Н. Попова.

Как известно, стремление человека к духовной красоте отражено во многих полотнах Н.К. Рериха. И не только символом восхождения на вершины гор, но и в образе восходящего солнца...

В центральном зале выставки размещён огромный стенд, на котором представлены редкие фотографии из жизни семьи Н.К. Рериха, фотографии сотрудников, схемы маршрутов экспедиций, нелёгкие будни экспедиционной жизни, этапы творческого пути мыслителя и художника.

В одном из залов на большом экране представилась возможность посмотреть видеофильм о жизни и творчестве Н.К. Рериха, пройти весь жизненный путь его семьи.

Для посетителей выставки организованы экскурсии по залам, где в качестве экскурсоводов выступили сотрудники музеев. Особенно много экскурсантов собралось вокруг знатока картин Н.К. Рериха, доктора исторических наук, сотрудника ГМВ В.А. Росова.

Первые шаги восхождения Государственного музея к вершине творчества Н.К. Рериха сделаны уверенно и вдохновенно.

 

Радость (Н.В. Макаренко)

 

Чудо, явленное перед нашим взором, свершилось задуманное: Государственный музей Рерихов открыл двери для всех людей, устремлённых к Красоте и Мудрости. В усадьбе Лопухиных, памятнике истории и архитектуры, в декабре-январе всё проходило впервые. Впервые открылся Государственный музей Рерихов, впервые собрана столь значимая для эволюции выставка, впервые в истории десять полотен Мастера привезены из нью-йоркского Музея Николая Рериха в Россию. Впервые в усадьбе Лопухиных был такой наплыв посетителей, пришедших насладиться искусством великого Мастера и «прикоснуться» к шедеврам Красоты. Впервые в здании Государственного музея Рерихов размещены для публичного обозрения картины Рериха из четырёх музеев мира. Но самым главным событием явилось чудо воссоединения трёх картин в триптих, при жизни автора не собираемых! Первый раз они «встретились» в ГМВ два года назад.

Радость подобна лучшим цветам духа, усердно собираемая человеком на всех путях своих, всегда благоуханна и прекрасна. Радость не стоит искать вовне, она живёт в сердце. Радостно было видеть лица посетителей музея, выходящих из залов просветлёнными и одухотворёнными. Разумеется, были и посетители, судя по их записям в книге отзывов, не увидевшие в открывшемся Государственном музее Рерихов ничего, кроме серого цвета стен. Разумеется, таких стоит только пожалеть.

Когда читаешь воспоминания очевидцев, посещавших в апреле 1958 года первую в истории Советской страны выставку полотен Н.К. Рериха, к которой на улице стояли километровые очереди желающих посетить её, невольно в сердце и в сознании возникает мысль о мощном магните огненного творчества Мастера. И ныне, наблюдая за нескончаемым потоком желающих попасть на выставку «Восхождение», убеждаешься в её правоте.

 Сердечная благодарность всем причастным к осуществлению этой эпохальной выставки, создавших для посетителей истинный праздник духа! В зале, у подножия знаменитого триптиха, вспомнился Гимн Николая Константиновича Рериха Матери Мира:

Владычица Червонно-Пламенная!

Владычица Знамени Мира!

К Тебе, Владычица, мы прибегаем. Кто же поднимет Знак Мира, Знак Сохраненья Высших Сокровищ?

Кто же, кроме Тебя, придёт к нам, помочь Знамя поднять, знак созиданья народам?

Бурно море и губительны вихри, но Ты Знамя поднимешь и наполнишь сердце людское сознаньем о священном Хранении Духа. Ведь Ты знаешь, насколько нельзя отложить этот Знак.

Ведь Ты знаешь, сколько уже разрушений Землю унизило. Знаешь Ты все поношения самого лучшего, самого нужного людям.

Если стадо не знает опасности, то ведь Ты, Пастырем будучи, Мирное Знамя поднимешь.

И ветры нагорные всюду Приказ принесут Твой: сохранить, и строить, и складывать Светлое Завтра.

Твой Пламень Червонный тьму разгоняет.

Дыханье Твоё исцеляет все раны, и Рука Твоя разве не строит, легко прикасаясь к созидательным камням творенья?

Вот мы и просим Тебя поднять этот Знак Триединости Мощной.

Знаем мы, что Ты не откажешь, ибо противно Тебе разрушенье и уничтоженье прекрасных начал.

Ты не терпишь хаоса, Ты не терпишь смятения, и потому Ты поднимешь, и сохранишь, и укажешь народам Знак Охраненья мирных прекрасных Сокровищ!

Знак Путеводный для каждой творческой Мысли! Знак Утвержденья и Света.

Помоги, Владычица Знамени Мира!

Николай Рерих. Владычица Знамени Мира. 1932 г.

 

Надо только уметь пользоваться Сокровищами и хранить их. Воздадим же сердечную благодарность нашим Учителям своими делами в устремлении к прекрасному и преображению жизни, созданию условий к строительству Новой Страны!

 

Космическое сознание и земной путь Николая Рериха (Виктория Канафеева, журнал "Vegetarian)

13 декабря 2017 года исполнилось 70 лет со дня смерти Николая Константиновича Рериха. Обновлённый недавно Государственный музей Рерихов – ныне филиал Государственного музея Востока с 20 декабря 2017 по 17 января 2018 представил масштабную выставку «Николай Рерих. Восхождение», посвящённую творчеству художника.

В выставке приняли участие сразу несколько музеев Москвы, Санкт-Петербурга и даже Нью-Йорка. Однако значимо это событие, конечно, не внешним масштабом. Столь объёмная экспозиция объединяет глобальные темы и раскрывает явления высокого, буквально космического порядка.

Прославившийся как «мастер гор» мистическими пейзажами гималайских высот, Николай Рерих и земные свои дни окончил в их окружении. Помыслами до последних дней жизни стремившийся на Родину, он умер в Наггаре, в долине Кулу в Гималаях (штат Химачал-Прадеш, Индия). На месте погребального костра в долине Кулу установлен камень с памятной надписью: «Тело Махариши Николая Рериха, великого друга Индии, было предано сожжению на сём месте 30 магхар 2004 года Викрам эры, отвечающего 15 декабря 1947 года. ОМ РАМ (Да будет мир)».

Звание Махариши – признание достигнутых художником духовных высот. Земная смерть в Гималаях – как будто бы символическое внешнее олицетворение внутреннего восхождения. Принцип «восхождения», вынесенный кураторами в название выставки, в рамках экспозиции оказывается организующим не только с формальной точки зрения, но и как бы выстраивает восприятие на всех планах. Как будто подчёркивает единство пути художника и неразрывную связь внутреннего и внешнего, земного и небесного... Как в жизни, так и в творчестве Николая Рериха.

Кураторы проекта – директор Музея Рерихов Тигран Мкртычев и главный хранитель Музея Николая Рериха в Нью-Йорке Дмитрий Попов позиционировали выставку «Николай Рерих. Восхождение» как первый в своём роде опыт выставки-исследования. Исследование с академической точки зрения и впрямь удалось масштабное. Более 190 работ Николая Рериха из Государственного Русского музея, Государственной Третьяковской галереи, Государственного музея Востока и 10 картин из Музея Николая Рериха в Нью-Йорке – грандиозный срез творчества художника.

Авторы экспозиции стремились максимально подробно и объективно представить все этапы жизни и творчества Николая Рериха. Структурированные в хронологической последовательности, эти этапы представили первый – внешний план творческого восхождения. Тщательный отбор и характер экспонирования работ позволили проследить зарождение основных мотивов творчества, становление уникального стиля и индивидуальности художника. А наблюдая развитие этих мотивов на разных этапах, переходя из одного зала экспозиции в другой, посетители могли совершить символическое восхождение, следуя по стопам творца.

Уже начало пути Рериха как художника отличает своеобразие. В первом зале экспозиции были представлены его работы в историческом жанре. Будучи членом Русского археологического общества, Рерих в своих картинах на сюжеты из отечественной истории проявляет широкое знание исторического материала и в то же время глубоко личный взгляд. На этом же этапе Рерих ездит по стране и запечатлевает старинные православные храмы, а также непосредственно участвует в росписи храмов и других памятников архитектуры. Уникальный материал выставки – эти так называемые «портреты» церквей. Художник изображает крупным планом один из приделов или купольную часть собора, но при этом удивительным образом передаёт тайну, символизм и глубину архитектурного объекта.

С мотивами православной и вообще религиозной культуры затем оказываются связаны и глубокий внутренний символизм полотен Рериха, и конкретные приёмы в его живописи. Например, именно принцип плоскостной перспективы, характерный для иконописи, в творчестве Рериха получает развитие в способе изображения природы. Символическое плоскостное изображение гор на полотнах Рериха как раз и создаёт мистический, как бы сверх-реальный объём.

Развитие этих мотивов сопряжено с глубоким смыслом и основными духовно-нравственными направлениями творчества Рериха. В символическом историзме первого этапа творчества видится зародыш последующих идей о духовной истории планеты как о её «внутренней истории», вошедших в свод учения Живой Этики.

Эти мотивы соединяются в центральной части экспозиции, посвящённой главным темам жизни и творчества художника – духовному совершенствованию, роли духовной культуры в космической эволюции человечества и необходимости сохранения культурных ценностей. Это символический «переход» на внутренний план, к теме духовного восхождения. В рамках выставки таким переходом становится зал «Свет небесный», посвящённый картинам художника на духовные темы, а также работы, ставшие итогом азиатской экспедиции, путешествий по Индии, Монголии, Тибету.
Несмотря на грандиозный объём выставки, авторам экспозиции удалось соблюсти тонкую грань и баланс: представить творчество Рериха максимально исчерпывающе и оставить пространство для свободного внутреннего исследования и глубокого погружения. То есть создать пространство, в котором, как и на полотнах Рериха, есть место человеку.

Человеку-искателю. Человеку, устремлённому к высшему познанию и духовному совершенствованию. Ведь именно человек, согласно Живой Этике – главному учению Елены Ивановны и Николая Константиновича Рерихов, «является источником знания и самым мощным претворителем Космических Сил», поскольку он – неотъемлемая «часть Космической энергии, часть стихий, часть разума, часть сознания высшей материи».

Завершалась экспозиция «Николай Рерих. Восхождение», символизируя итог жизни и квинтэссенцию творчества художника, знаменитыми изображениями гималайских хребтов. Встречей с тем самым горным миром, который Рериху удалось открыть и запечатлеть, как никому другому.

Как сказал о Николае Константиновиче писатель Леонид Андреев: «Колумб открыл Америку – ещё один кусочек всё той же знакомой Земли, продолжил уже начертанную линию. И его до сих пор славят за это. Что же сказать о человеке, который среди видимого открывает невидимое и дарит людям не продолжение старого, а совсем новый, прекраснейший мир. Новый целый мир! Да, он существует, этот прекрасный мир! Это держава Рериха, коей он единственный царь и повелитель!»

Возвращаясь каждый раз к творчеству Рериха, осознаёшь, что границы этой державы безбрежны. Они устремляются в бесконечность, неудержимо влекут к космической перспективе, вечному движению и восхождению.

Интервью

Преподаватели художественной школы Наталья и Александра: «Мы получили огромное удовольствие от экспозиции, особенно от триптиха с Орифламмой и других картин, которые вскоре покинут нашу страну. Неизвестно, удастся ли ещё увидеть их… А ещё мы приятно удивлены, что в реальности картины смотрятся совсем по-другому. Вживую краски кажутся ярче, а многие цветовые сочетания удивляют своей красотой и необычностью».

Юрий, любитель живописи, с удовольствием посещает в свободное время выставки и сравнивает творчество разных художников:

«Когда я был в Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, мне сообщили, что неподалёку, в усадьбе Лопухиных, открылась выставка картин Николая Рериха. В Интернете я прочитал об этом художнике всё, что мог найти, и на следующий день отправился в музей.

Я бы назвал творчество Рериха многослойным, в нём скрыто столько разных смыслов! Уверен, что духовное возрождение этого необычного человека началось в 1917 году, когда он переболел воспалением лёгких. Я прочитал, что он даже написал завещание. Не удивлюсь, что именно состояние на грани жизни и смерти стало для Рериха тем самым рубежом, за которым для него начался новый отсчёт времени.

Интересно было бы сопоставить Рериха с другими художниками – например с Рокуэллом Кентом. В ГМИИ сейчас проходит выставка «Передвижники и импрессионисты», и такие сравнения заставляют о многом задуматься, увидеть живописцев с новой стороны. Кстати, я узнал, что Юрий Гагарин видел рассвет в космосе именно таким, как на полотнах Рериха…»

Отзыв посетительницы музея, не сообщившей своё имя: «Мне всё очень нравится! Ещё раз убеждаюсь в том, что подлинники картины сильнее иллюстраций. С Рерихом я была знакома как с автором Гималайской серии, а здесь он открылся с новой для меня стороны, как православный человек. Я в восторге!»

Наталья, поклонница творчества Николая Рериха: «Это чудесно, волшебно, потрясающе! В одном месте собрано столько картин Рериха по всем периодам творчества… Я давно интересуюсь этим художником, посещаю все его выставки, но подобное вижу впервые. Больше всего люблю Гималайскую серию, у меня совершенно нет слов…»

Ольга Викторовна, архитектор по образованию: «Я всегда любила этого художника, он даёт потрясающую энергию, а горы на его картинах источают свет. Удивительно, как он смог передать такое величие природы! Немного грустно, что некоторые люди очень быстро рассматривают картины, долго не задерживаясь перед ними… Мне бы и дня не хватило, чтобы насладиться творчеством Рериха, я бы поселилась здесь! Эта волшебная выставка напоминает нам о том, что люди способны на многое, просто они слишком заняты собой. А ещё Рерих очень верил в Россию, хотя сам был человеком мира. Он охватил культуру разных народов и нашёл точки соприкосновения их культур.

У Рериха духовная живопись, и я не могу смотреть на его работы как на картины – это нечто большее. Его художественные произведения имеют необыкновенную силу воздействия, и он обладает способностью схватить главное, а потом передать в красках главную мысль, идею и энергию. Жаль, что Пактом Мира сейчас не занимаются – нужно обязательно продолжать эту работу!» (Ольга Викторовна ошибается: Пактом Мира всё же занимаются! – Ред.)

Александр долго бродил по экспозиционным залам, подолгу стоял перед картинами, и беседа с ним получилась весьма интересной. Фотографироваться он отказался, но с удовольствием поделился своими впечатлениями о выставке:

«Я бывал в усадьбе 15 лет назад, и новый музей мне нравится гораздо больше. Раньше здесь были нагромождения ненужных предметов, которые заслоняли картины Рериха. Сейчас в залах дышится намного легче! Очень понравилось, что выставка организована по этапам жизни и творчества художника, что существенно упрощает восприятие. Вместо узконаправленной секты наконец появился настоящий музей.

Сам Рерих был очень разносторонним и целостным человеком и не одобрял фанатизма, который всегда приводит к агрессии и вырождению Учения. На примере прошлого мы видим, что, когда люди зацикливаются на чём-то одном, отрицая всё остальное, это принимает ужасающую форму. Именно данной теме посвящена работа “Тридесятое царство”. Это картина, предупреждающая человека об опасностях и искушениях, которые встречаются на духовном пути. И фанатизм – одна из таких опасностей, которую нужно преодолеть. А вообще Рерих так многогранен... И когда соприкасаешься с его философией и взглядами на жизнь, серая обыденность превращается в величайшее чудо жизни...»

Алексей живёт в Германии и по воле судьбы в последний день своего пребывания в Москве оказался в усадьбе Лопухиных. Выставка его удивила и потрясла одновременно, и он жалеет, что пришёл в музей так поздно. Алексей с удовольствием рассказал, что он думает об экспозиции:

«Раньше я видел картины Рериха только в Интернете, “живьём” я созерцаю их впервые. И это зрелище бесподобно. Рерих не просто рисует природу, а пишет икону природы, боготворит её. Мои любимые картины – “Тени” и “Тени прошлого”. На последней человеческие фигуры находятся в темноте, но в их присутствии чувствуется свет, потому что они его сами и излучают.

Очень нравятся картины с облаками, например «Небесный бой», где облака кажутся живыми. Также очень люблю триптих, и, когда стою перед ним, снова возникает ощущение иконы. Кажется, что у Рериха простая техника, но эффект получается очень необычный!»

«Мы случайно забрели на выставку, просто заблудились немного в переулках и вдруг оказались перед зданием усадьбы, – рассказывают посетители. – Эта незапланированная и спонтанная экскурсия произвела на нас такое невероятное впечатление, что хочется её повторить. Благодаря замечательному экскурсоводу Виктору мы узнали много нового и интересного! Понравилось, что он даёт возможность увидеть картины в новом ракурсе, с неожиданной стороны. Когда самостоятельно осматриваешь экспозицию, многое ускользает от взгляда, но Виктор указывает, на что обратить внимание, разъясняя непонятные моменты. Также важно помнить, что именно Елена Рерих вдохновляла своего мужа на творчество. Если бы не она, он бы не достиг таких высот. Если рядом с мужчиной не та “половинка”, он не сможет добиться успеха».